Основные этапы развития логики. Традиционная логика

Отдельные логические проблемы возникали и обсуждались около 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Постепенно они складываются в стройную систему, оформляются в самостоятельную науку.

Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаклю­чения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

Развитие логики стимулировалось развитием ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой и римской демократии.

Логика возникла как стремление понять и показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.

Основоположником формальной логики является древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.), который впервые дал систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют "традиционной" формальной логикой. Это первый этап развития науки логики. Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (сомволической) логики.

Аристотель дал классификацию категорий - наиболее общих понятий - и классификацию суждений, формулировал три фундаментальных закона мышления - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в зародыше оно содержит, по существу, се позднейшие разделы, направления и типы логики - индуктивной, символической, диалектической. Термин "логика" вошел в научный борот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова "1оgоs" (и "слово", и "мысль") он объединял и искусство мыслить - диалектику, и искусство рассуждать - риторику. Лишь в дальнейшем этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли знания.

Софисты, и среди них Протагор, стали трактовать диалектику как искусство вестей беседу, спор. Протагор учил, что о каждом предмете что-то можно утверждать и то же самой можно отрицать. Эти идеи изла­гаются философом в работе "Антилогии", известной нам лишь по преда­ниям. Согласно софистам, в каждом утверждении есть доля истины, и надо лишь уметь это обосновать. Единой абсолютной истины не сущест­вует, а есть лишь совокупность достоверных мнений, любая истина относительна: "Человек есть мера всех вещей". По Протагору в объекте познания в "текучей материи", заключаются противоположные "логосы"; реальность изменчива и противоречива; каждый человек познает то, что соответствует ему как познающему субъекту, поэтому он и выступает в качестве меры, критерия всех вещей, Протагор славился как мастер вести споры, чему даже посвятил одну из своих работ - "Искусство спора". Гноссеологическими предпосылками дискуссий, возникновения различных, иногда противоположных, взглядов Протагор считал различие жизненного опыта субъектов познания, сложность и многообразие объектов познания, противоречивость развития явлений и хода познания, а также субъективные особенности органов чувств и общественную обусловленность процесса познания. Слово "софист", происходящее от древнегреческого "софос" - мудрец, впоследствии, в результате односторонней критики софистов Платоном, приобретает отрицательный смысл. Поэтому необходимо отличать античных софистов от современных. "Характерным отличием софистики античной от софистики современной было применение ею гибкости понятий и субъективно, и объективно".


Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на последующее развитие и прежде сего на научное познание, а также на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей.

Важное значение имела логика стоиков (античная философская школа, III в. до н.э.). Стоическая логика представляет собой первый набросок так называемой логики пропозиций". Это значит, что если у Аристотеля эквивалентами терминов" силлогизма служат обозначения отдельных вещей ("субстанций"), о в стоической логике таковыми выступают развернутые суждения «пропозиции»), обозначающие смысл ситуаций или развернутых фактов.

В средние века большой общественный резонанс получила проблема общих понятий - "универсалий". Спор о них между реалистами и номиналистами растянулся на столетия. В Средневековье развивается логика диспута. Схоластическая логика использовала метод дискуссии, предложенный П. Абеляром в работе: «За и против». Суть его состоит в следующем. Любой текст превращался в объект дискуссии. Первая часть дискуссии заключалась в обосновании «начал» («да»); вторая – в их опровержении («нет»); третья – столкновение «да» и «нет» с последующим торжеством «да». Этот прием был распространен впоследствии на область научных исследований.

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась в качестве логики "искусственного мышления", основанного на вере, которому противопоставлялось естественное мышление, базирующееся на интуиции и воображении.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося эмпирического материала. Необходимость получения и обоснования знаний индуктивным методом отстаивал выдающийся английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики, написав в противовес старому "Органону" Аристотеля «Новый Органон...».

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Джоном Стюартом Миллем (1806-1873).

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). В своем главном труде "Рассуждение о методе...", основываясь на данных прежде всего математики, он подчеркивает значение рациональной дедукции.

Второй этап - это появление математической (или символической) логики во второй половине ХIХ в.

Развитие математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали применение логики, для разработки теоретических оснований математики, и математизацию самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1716).

Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIXв. Немецкий философ по праву считается основоположником математической (символической) логики. Начиная с Лейбница, в логике используется в качестве метода исследования метод формализации. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков.

Математическая (или символическая) логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях. Разработка и применение так называемого формализованного языка - языка символов, определило название современной логики -"символическая".

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.

Еще Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. Однако как самостоятельная логическая наука, диалектичес­кая логика начала оформляться лишь в конце XVIII - начале XIX вв.

Первым, кто попытался ввести диалектику в логику, был немецкий фило­соф И. Кант (1724-1804). Кант считал, что логика есть "наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления...".

Кант считал, что наряду с "общей логикой", которую он впервые в ее истории назвал также "формальной логикой" необходима специальная, или "трансцендентальная логика". Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как диалектические категории. Они служат условием всякого опыта и носят априорный, доопытный характер.

Попытку создать систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ - Г. Гегель (1770-1831) в своем основополагающем труде "Наука логики".

Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения науки логики.

2. Кто считается основоположником формальной логики?

3. Какой логический метод исследования Ф.Бэкон считал наиболее универсальным для науки?

4. Какой ученый ХVII в. внес значительный вклад в развитие дедуктивного метода?

5. Что изучает символическая (математическая) логика?

6. Кто ввел в науку понятие «формальной логики»?

7. Кто создал в ХIХ в. наиболее развитую систему диалектической логики?

Введение

С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме изложения своих убеждений, которая бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно возникает потребность создать определен перечень правил, законов и норм, за которыми нужно строить собственные рассуждения.

Уже позже на основе данных законов возникнут многочисленные концепции, теории, будут основываться целые направления исследований. Таким образом и возникла такая наука как логика. Она прошла в своем развитии сложный путь от логики Аристотеля к современной неклассической логике, который охватывает часовой промежуток в 25 веков. При чем логика как наука за этот весомый промежуток времени успела значительно измениться. Именно поэтому целью данной работы изберем проследить развитие логики как науки с самых давних времен до наших дней. В этой связи возникает необходимость предоставить периодизацию развития логики как науки.

Определение логики

Слово «логика» употребляется нами довольно часто, но в разных значениях. Нередко говорят о логике событий, логике характера и т.д. В этих случаях имеется в виду определенная последовательность и взаимозависимость событий или поступков. «Быть может, он безумец, – говорит один из героев рассказа английского писателя Г.К. Честертона, – но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика. Именно это и сводит человека с ума». Здесь «логика» как раз означает наличие в мыслях определенной общей линии, от которой человек не в силах отойти.

Слово «логика» употребляется также в связи с процессами мышления. Так, мы говорим о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду его определенность, последовательность, доказательность и т.п.

Кроме того, логика – особая наука о мышлении. Она возникла еще в IV в. до н.э. Позднее она стала называться также формальной логикой.

Самым общим образом логику можно определить как науку о законах и операциях правильного мышления.

Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика – одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.

Традиционный период развития логики

Хотя большинство культур произвели собственные подходы относительно системы рассуждений, но логика получила свое развитие лишь в трех культурных традициях: китайской индийской и греческой. Хотя точные даты не будут достаточно достоверными (особенно в случае с Индией).

Как самостоятельная наука логика сложилась в IV в. до н.э. Ее основателем по праву считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг до н.э.).

В своих научных трудах, посвященных логике, Аристотель впервые дал ее систематическое изложение и назвал “традиционной” формальной логикой. Традиционная формальная логика включала в то время такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии), логические основы теории аргументации, гипотеза. Основными работами Аристотеля по логике являются: “Первая аналитика” и “Вторая аналитика”, в которых дана теория силлогизмов, определение и деление понятий, теория доказательства; “Топика” –содержит учение о вероятных “диалектических” доказательствах; “Категории”, “Об опровержении софистических аргументов”, “Об истолковании”. Позже византийские логики объединили все перечисленные работы Аристотеля под общим названием “Органон” (орудие познания). Законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении “Метафизика”. Законы мышления Аристотель рассматривал первоначально как законы бытия, а логические формы истинного мышления считал отображением реальных отношений. Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложным – суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истинны, создал свою логику. В “Аналитиках” Аристотель довольно основательно разработал модальную логику . Аристотель видел в логике орудие, или метод исследования. Основным содержанием аристотелевской логики является теория дедукции . В логике Аристотеля содержаться элементы математической (символической) логики , в его работах прослеживаются начала исчисления высказываний, а его учение о силлогизме составило основу логики предикатов – одного из направлений современной математической логики.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисип и др.), именно она дополнила аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логика стоиков считается основой другого направления математической логики – логике высказываний. Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена , именем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия , известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями (“дерево Порфирия”); Боэция , сочинения которого дли- тельное время служили основными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561– гг.). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении “Новый Органон”(в отличие от старого, аристотелевского “Органона”). Разработка индуктивного метода – огромная заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж.С.Миллем (1806– 1873 гг.). Таким образом, основателями индуктивной логики по праву считаются Ф. Бэкон и Дж. Милль, позднее в рамках этой логической теории были построены многочисленные дедуктивные теории для исследования логической проблематики.

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время. Эту логику принято называть формальной , так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее также называют традиционной (или аристотелевской ) логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Французский философ Р. Декарт (1569–1650гг.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики , сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении “Правила для руководства ума”. В 1662 г. в Париже вышла книга “Логика, или Искусство мыслить”, написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем , известная также под названием “Логика Пор-Рояля” (так как авторы были членами религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре Пор-Рояль). Эта книга оказала заметное влияние на всю последующую историю развития логики. Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г.Лейбниц (1646–1716 гг.), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX-XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724– гг.) и др. западно-европейские философы и ученые.

Нужно отметить, что учитывая европейские традиции, в русле которых в основном развивалась логика в России, мы не останавливаемся здесь на формировании и развитии логических учений в странах Востока, где сложились оригинальные концепции таких мыслителей, как Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), А.Н. Радищев (1749–1802 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828–1889 гг.). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Каринский (1804–1917 гг.) и Л.В. Рутковский (1859–1920 гг.). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И.Поварнин (1807–1852 гг.). Во второй половине XIX в. подлинную революцию в логике совершило широкое применение разработанных в математике методов: алгебраических, аксиоматического метода, метода формализованных языков, исчислений и формальных семантик. Это направление разрабатывается в трудах Дж. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ-дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической (или символической ) логики . Однако при всех новациях предмет логического анализа в основном оставался прежним.

Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, “логик” (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и так далее). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики , в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности – “истинно” и “ложно” – допускается много значений истинности. Отметим, что в связи с двузначностью традиционной логики ее еще называют пропозициональной логикой. В разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878– гг.) трехзначной логике вводится третье значение – “возможно” (“нейтрально”). Им же построена система модальной логики со значениями “возможно”, “невозможно”, “необходимо”и т.п., а также четырехзначная и бесконечнозначная логики . Перспективными являются такие разделы, как вероятностная логика , исследующая высказывания, принимающие множество степеней правдоподобия – от 0 до 1, временная логика и другие. Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логики, получивший название деонтической логики , исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением “обязательно”, “разрешено”, “запрещено”, “безразлично”, которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.

Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить ее. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики. Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика , впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770–1831) и с материалистических позиций переработанная в философии марксизма.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучения мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, где основным средством изучения выступает некоторый формальный язык, позволяющий своими средствами формализовать для исследований законы и формы мышления.

Развитие логики в Древнем Китае, Индии и Греции.

Коротко охарактеризуем о развитие логики в древние времена в Китае и Индом. В Китае бурное развитие логики исторически совпадает с появлением в стране большого количества школ, которые постоянно конкурировали и дискутировали между собой. Да современник Конфуция Мо-цзи стал известен как основатель школы моизма (мо-цзя), представители

этой школы концентрировали внимание на поиск истоков достоверных рассуждений и условий его верности. Относительно аргументации, то представители этой школы отдавали преимущество разработке

суждений по аналогии. Также моисти обращались к проблемам анализа семантики языка: в этой отрасли они разработали методы классификации имен за степенью их всеобщности, но делению вещей за видами. Правда, эта линия исследований обветшала во времена династии Цинь. Новым же возрождением логики в Китае стал период проникновения туда индийской

логика буддистов.

Логика в Индом можно проследить еще в грамматических текстах конца V века до н.э. Здесь, как и в Китае и Греции логика выделилась из философии. Две из 6 ведийских школ индийской философии начали разрабатывать проблематику методологического познание – именно тогда и выделилась логика, как отдельная наука. Позже это течение получила название ньяя что и переводится как «логика». Главным достижением этой

школы можно назвать разработка методологии логики. Основным текстом ньяя стали Ньяя-сутри Акшапади Гуатами (ІІ ст. н.э.). Единственным путем освобождения от страданий представители ньяя видели в достоянии надежного знания, и потому неудивительно, что они разрабатывали утонченные пути выделения надежных источников знания из между других недостоверных. Они определили следующие 4 источника надежных знаний (так звании праматерь): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. В логическую традицию водийских школ не включалась

буддийская логика, и именно она оказалась их самым главным оппонентом. Да, представитель буддийской логики Нагарджуа развивал суждение, которое известно как катускоти или тетралемма.

Но вершиной буддийская логика достигла своего пика в учениях Диангаги и его последователя Дхармакрити. Центральным пунктом их аналитических исследований стало определение необходимой логической исключительности, обоснования чего они ввели учение об эпохе или различение, о правилах включения признаков к определению и исключению

из него. Позже из этих теорий возникнет школа навья-ньяя.

Теперь стоит обстоятельно рассмотреть логику Давней Греции. Ее основателем считают древнегреческого философа, вченного-энциклопедиста Аристотеля, который выделял логику из между других наук, считал ее наукой, которая позволяет каждому получить определенные исследование любой проблемы, поскольку именно логика дает возможность определить что есть доведение, выделить его виды и степени. Метод этот широко известен нам как дедуктивный, хотя Аристотель называл его не иначе как «силогичним методом» поскольку доводил возможность построения любого доведения в виде рассуждения(то есть силлогизму). Именно исследованию силогизмив Аристотель посвятил свои логические труды. Аристотелевские учения о силогизми, собственно говоря, и составило основу для одного из направлений современной математической логики – логики предикатов. Наряду с Аристотилем проблемами логики интересовались также представители стоицизма и софистика. Среди стоиков стоит отдельно вспомнить Хрисиппа, которому принадлежит стоическая концепция логики. Основное внимание он уделял исследованию таких схем рассуждения благодаря которым высказывания связываются между собой. Это, например, такие слова естественного языка: “если. то”, “.и.”, “.або.” и тому подобное. В современных логических исследованиях они получили название “логические союзы”. Также среди ученых, которые продолжали разрабатывать идеи Аристотеля, стоит вспомнить такого философа и логика как Порфирий. Его одним достижением в отрасли логики можно считать разработки так называемого дерева Порфирия – схемы, которая демонстрировала отношение подчинения между понятиями. Но он известен не только этим, но и своим «Введением к учению Аристотеля о категории», которое и доныне предпосылают «Категориям» Аристотеля.

Достаточно интересно развитие логики можно найти в логике еще одного выдающегося греческого философа Платона. Да, именно им было подмечено, что «критерий основы» Протагора, который заключается в том, что суждение человека является мерой истины, является неверным поскольку основа суждения не имеет базироваться на субъективной воле человека, поскольку тогда придется признать верность явных противоречий, а потому любые суждения имеют быть обоснованными. Такие мнения философа стали одновременно и критикой софизма и базисом для «принципа не противоречия » Аристотеля. Школа софистов была первой, которая увлеклась воплощением возможностей реализовать идеи логики как науки. Эти философы были первыми, кто дифференцировал сферу природы и общества - “ф’юзис” и “номос”, определили общее поле логического мышления. Они также были первыми адвокатами, которые использовали логику на практике. Один из представителей софизма Стагирит определил понятие формальной логики, ее структуру, базовые законы, последующий вектор развития, которое определяет судьбу и место этой науки доныне. Невзирая на то, что после смерти мыслителя минуло много столетий, формальная логика хранит основные его идеи. Основное внимание софисты уделяли анализу логических ошибок в рассуждениях людей. Была даже распространена практика того, что они учили за деньги «искусству обмишуливать людей» - издания неправильной схемы рассуждения с нарушенными законами логики за правильную. Также софисты умело пользовались своими знаниями для того, чтобы выставить во время спора своего оппонента в невыгодном свете путем вопросов, ответ на которых все равно загонял бы человека в ловушку. Сегодня же софизмом называют такие логические ошибки, которые допускаются преднамеренно, для введения оппонента в заблуждение или для обоснования неверного утверждения.

Большое внимание уделяли софисты семиотическому анализу. Один из представителей школы софистики Продик считал «учение о языке» и правильном употреблении имен и названий достаточно важным.

Правда, софистов критиковали. Достаточно весомой была критика самого Аристотеля какой называл софизм «надуманным доказательством», в котором обоснованность вывода подчиняется исключительно субъективному впечатлению, которое визване недостаточностью или отсутствием логического си семантического анализа. А абсолютную на первый взгляд логичность софистов Аристотель связывал в первую очередь с хорошо замаскированной ошибкой – семиотической (за счет метафорического языка, омонимии, полисемии слов, которые нарушают однозначность мысли

и приводят к смещению значений сроков) или логической (подмена основной мысли доказательствами, принятие недостоверных посилив за истине, несоблюдение правил логического вывода, использования запрещенных правил: например, деление на нуль математическими софистами).

Достаточно оригинальными являются логические учения Востока, которые формировались под значительным влиянием на них религиозных верований. Но среди мыслителей этого региона можно отдельно выделить таких ученых, как Ибн Сена и Ибн Рудш. Они постоянно полемизировали, поскольку Ибн Рудш был сторонником «достоверного аристотелизму». Относительно рассуждений Ибн Сена, то здесь существует несколько трактовок. Да, согласно первой из них Ибн Сена доказывал, что логика была предшествует всем наукам, которые в свою очередь разделяются на теоретические, что должны обеспечить человеческое благосостояние, и науки практического направления. Согласно же второй трактовки его трудов он просто разделяет все науки на практических, но теоретические. Логика Ибн Сена состоит из четырех разделов: учение о понятии, суждение, умозаключение и доведение. Он рассматривал «логическое учение как средство достижения истины, как средство преодоления искривления и ошибок». Про Ибн Сену, «это инструмент какой сравнивает истину и ложь». При чем он был уверен, что «логические категории, но принципы должны отвечать вещам». Ибн Сена сыграл серьезную роль в распространении, но популяризации учения Аристотеля, в развитии рационального мышления. Он разрабатывал такую проблематику, как проблемы единичного и общего, логические ошибки, суждения. Последние он разделял на категорических, условно - объединительные и условно – распределительные. То есть, можно сделать вывод, что логическое учение Востока ничего не уступало в своей развитой ни Греции, ни Индии и Китая.

Стоит отдельно выделить также логику Гегеля или диалектическую логику. Основным предметом изучения ее, является возникновение, видоизменение и развитие форм мышление. Да, она изучает законы развития человеческого мышления, методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относят объективность и все посторонняя предмета, который рассматривают, принцип историзма, раздвоения единственного на противоположные стороны, переход от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Диалектическую логику можно назвать методом познание диалектика объективного мира.

Значительным является также достояние российских ученых логиков и философов в этот период. Ими были выдвинуты ряд оригинальных идей и теорий. Известны на сегодня разработки в отрасли логики таких ученых, как Ломоносов, Радищев, Чернышевский.

Современный этап развития логики

Современная логика сформировалась в конце XIX – началу ХХ века. Но ее основателем все-таки считают немецкого ученого Г.Лейбница. Хотя его деятельность и приходится на ХVІІ век, но можно уверенно сказать, что его идеи настолько опередили свое время, что именно они легли в основу современной логики, хотя они и не воспринимались современниками Лейбница. Именно Лейбниц в своем труде «О комбинаторном искусстве» выдвинул идею о создания специального искусственного языка, которые позволят превратить рассуждение на цепь знаков определенного типа. По этому поводу он написал: «Единственный способ улучшить

наши умозаключения - это сделать их такими как у математиков, наглядными, такими, чтобы свои ошибки находить глазами и, если среди людей возникнет спор, нужно было бы только сказать: «Посчитаем.»,- и тогда без особенных формальностей можно будет увидеть, кто является правым». Говоря другими словами, Лейбниц предлагает создать общий

метод, который даст возможность все истины возвести к определенному вычислению, а учение о искусственный язык должен стать центральной частью такого метода. Созданный Лейбницем язык является прототипом современного формализированного языка логики.

Еще одной революционной идеей Лейбница называют теорию «возможных миров», какая была положена в основу построения современной семантики для модальной логики.

Сравнивая логику Аристотеля и современную логику, можно сказать, что они существенно отличаются одна от другой, поскольку на современном этапе мы наблюдаем значительное расширение интересов ученых-логиков. Начинается анализ той части материала, какой в свое время вообще было отказано в возможности логического анализа. Наряду с теоретическими научно-теоретическими рассуждениями разрабатываются практические рассуждения, какие должны были дать объяснение действиям человека. Возникают новые разделы логика, которая находится в постоянной и тесной взаимосвязи с другими отраслями научного знания, как-то математика, лингвистика, философия, право, информатика, экономика психология. Однако мы не можем сказать, что современная логика является полным и категорическим возражением аристотелевской логики. Скорее, она является ее продолжением. На этом сошлось много ученых, которые исследовали историю логики. «В современном развитии логики традиционная аристотелевская логика, занимает место как упрощена формулировка проблем предопределенных предметом. В этом имеется аналогия арифметика примитивных племен с современной математикой», - писал А.Уайтхед.¹

Начальный на этом этапе логика была сориентирована на анализ исключительно математических рассуждений. Именно этот период развития современной логики называют классическим. В направлении символической (или математической) логики работали такие выдающиеся учения как Д.Буль У.С.Джевонс, П.С.Порецкий, Г.Фреге, Ч.Пирс, Б.Рассел Я.Лукасевич и много других математиков и логикив. Они привнесли в логику те методы, которые приняты применять в математике. В результате были созданы такие разделы логики как логика высказываний и логика предикатов. Первым же трудом классической логика признана «Принципы математики» Рассела и Уайтхеда.

Введение
1. Зарождение и сущность логики как науки
2. Основные исторические этапы развития логики
2.1 Становление символической (математической) логики
2.2 Становление индуктивной логики
2.3 Становление диалектической логики
Заключение
Литература

Введение

Логика - одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышле­ния, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логическо­го учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тыся­челетия до н. э. Однако, если говорить о возникновении логи­ки как науки, то есть о более или менее систематизирован­ной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции. Именно здесь в V-IV веках до н. э. в период бурного разви­тия демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Со­крата и Платона были заложены основы этой науки. Родона­чальником же, «отцом» логики, по праву считается величай­ший мыслитель древности, ученик Платона - Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Именно он в своих трудах, объединенных общим названием «Органон» (орудие познания), впервые обстоятельно проанализировал и описал основные логические формы и правила рассуждений, а именно: формы выводов из так называемых категорических суждений - категорический силлогизм («Первая аналити­ка»), сформулировал основные принципы научных доказа­тельств («Вторая аналитика»), дал анализ смысла некоторых видов высказываний («Об истолковании»), наметил основ­ные подходы к разработке учения о понятии («Категории»). Серьезное внимание Аристотель уделял также разоблачению различного рода логических ошибок и софистических при­емов в спорах («О софистических опровержениях»).

1. Зарождение и сущность логики как науки

Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом.

Возникновению логики как теории, предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежно должно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление с его формами и законами.

История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад - сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полную разработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более или менее стройная система логических знаний, оформляется самостоятельная наука.

Основных причин развития логики две. Одна из них - зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как средства познания.

Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить и обосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особенно полезно знать юристам, - это развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайший римский оратор и ученый Цицерон (106-43 гг. до н. э.), говоря о могуществе оратора, обладателя «божественного дара» - красноречия, подчеркивал: «Он может безопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своим жезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызвать негодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане, а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способен побудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его из заблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот против достойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать и успокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».

Помимо политических и торжественных речей развитию красноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительность судейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная, потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великая принудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иному мнению, делать те или иные выводы.

Логика и возникла, как попытка раскрыть «тайну» этой принудительной силы речей, понять, в чем же именно заключается ее источник, на чем она основывается, и наконец, показать, какими свойствами должна обладать речь, чтобы убеждать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либо соглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.

По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью к красноречию и долгое время им славилась…». Не случайно, что именно Древняя Греция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин «логика» - древнегреческого происхождения.

Основателем логики - или, как иногда говорят, «отцом логики» - принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединенных позднее под названием «Органон» (от греч. organon - орудие, инструмент).

B фокусе всех его логических размышлений - теория выводного знания - дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разработана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней. Аристотель дал такжеклассификацию категорий - наиболее общих понятий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в зародыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, направления и типы логики -индуктивной, символической, диалектической. Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошел в научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии с двуединым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») он объединил и искусство мыслить - диалектику, и искусство рассуждать - риторику. Лишь с прогрессом научных знаний этим термином стала обозначаться собственно логическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельные отрасли знания.

Логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так и в других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, с одной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления (в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой - все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов. А проявлялось оно не только во все более полном и точном истолковании сложившегося круга проблем, но и в последовательном расширении предмета логики за счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально это выразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теории дедукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простых суждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода - из сложных суждений.

Новый, более высокий этап в развитии логики начинается с XVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках наряду с дедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегося эмпирического материала. Потребность в получении таких знаний наиболее полно осознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561-1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики. «… Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний», - вынес он свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый Органон…», где и изложил индуктивную логику. Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктивных методов определения причинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданное им учение об индукции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующей логики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способствовало созданию обобщенной теории умозаключений. И это естественно, ибо, как будет показано ниже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся в органическом единстве.

Индуктивная логика была позднее систематизирована и развита английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806-1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной». Она существенно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствовала достижению им новых высот.

Потребности научного познания не только в индуктивном, но и в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ и ученый Рене Декарт (1596-1650). В своем главном труде «Рассуждение о методе…», основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивал значение рациональной дедукции как основного метода научного познания. Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд «Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля» и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторы вышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное внимание методологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась ими как познавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» стало характерным в XIX-XX вв.

2. Основные исторические этапы развития логики

2.1 Становление символической (математической) логики

Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила еще название символической и обозначила новый, современный этап в развитии логики

Зачатки этой логики прослеживаются уже у Аристотеля, а также у его последователей, в виде элементов логики предикатов и теории модальных выводов, а также логики высказываний. Однако систематическая разработка ее проблем относится к гораздо более позднему времени.

Растущие успехи в развитии математики и проникновение математических методов в другие науки уже во второй половине XVII в. настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, это применение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой - математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворную попытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1416) Тем самым он стал, по существу, зачинателем математической (символической) логики. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с карандашом в руках. Он стремился изобрести для этого универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом логической калькуляции - исчисления.

Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. и первой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощного развития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в.К этому времени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самой математике возникли новые фундаментальныепроблемы ее обоснования. Английский ученый, математик и логик Дж. Буль (1815-1864) в своих работах, прежде всего, применял математику к логике. Он дал математический анализ теории умозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»). Немецкий логик и математик Г. Фреге (1848-1925) применил логику для исследования математики. Посредством расширенного исчисления предикатов он построил формализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872-1970) совместно с А. Уайтхедом (1861-1947) в трехтомном фундаментальном труде «Принципы математики» в целях ее логического обоснования попытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическое построение логики.

Так открылся новый, современный этап в развитии логических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенность этого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение искусственного, так называемого формализованного языка - языка символов, т.е. буквенных и других знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики - «символическая»).

2.2 Становление индуктивной логики

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону, — главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования — таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые не обладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно — по мысли Бэкона — движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода — это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. Привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти в них, — это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно. Идолы пещеры — это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. «Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум».

2.3 Становление диалектической логики

Если и традиционная (аристотелевская) и символическая (математическая) логика - это качественно различные ступени в развитии одной и той же формальной логики, то диалектическая логика - другая важнейшая составная часть современной логики как науки о мышлении. Обращаясь снова к истории логики, мы находим, что уже Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики - проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. Однако как относительно самостоятельная логическая наука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению, диалектическая логика стала оформляться лишь в конце XVIII - начале XIX в. И это также связано, прежде всего, с прогрессом наук. В их развитии все более четко обозначивался новый этап: из наук о сложившихся, «готовых» предметах они все более превращались в науки о процессах, о происхождении и развитии этих предметов, а также о той связи, которая объединяла их в одно великое целое.

Господствовавший до этого метафизический метод исследования и мышления, связанный с изолированным рассмотрением предметов и явлений действительности, вне их связи, изменения и развития, вступал во все более глубокое противоречие с достижениями наук. Велением времени становился новый, более высокий, диалектический метод, основанный на принципах всеобщей связи, изменения и развития. Этому способствовало также все более динамичное развитие общества, все рельефнее демонстрировавшее взаимосвязь и взаимодействие всех сторон общественной жизни, реальные противоречия между ними (вспомним в этой связи надвигавшуюся Великую французскую буржуазную революцию1789 г.).

В таких условиях во весь рост вставал вопрос о закономерностях диалектического мышления. Первым, кто попытался сознательно ввести диалектику в логику, был немецкий философ И. Кант (1724-1804). Обозревая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он, прежде всего, подвел итоги этого развития. В отличие от некоторых своих предшественников Кант не отрицал ее достижений. Наоборот, считал философ, логика добилась известных успехов, и этими успехами она обязана «определенности своих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления…».

Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток - ограниченные возможности как средства действительного познания и проверки его результатов. Поэтому наряду с «общей логикой», которую Кант впервые в ее истории назвал также «формальной логикой» (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или «трансцендентальная» логика (от лат. transcendens - выходящий за пределы чего-либо, в данном случае за пределы опыта). Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категории, т. е. предельно общие понятия. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий…».

Они служат условием всякого опыта, поэтому носят априорный, доопытный характер. Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняется требованиям законов тождества и противоречия. Кант впервые обнажил действительно противоречивый, глубоко диалектический характер человеческого мышления. В этой связи он стремился выработатьсоответствующие рекомендации ученым. Заложив, таким образом, принципы новой логики, центральной проблемой которой становилась проблема диалектического противоречия, Кант, однако, не дал ее систематического изложения. Он не раскрыл также ее действительного соотношения с формальной логикой, более того, попытался противопоставить одну другой.

Грандиозную попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ - Г. Гегель (1770-1831). В своем основополагающем труде «Наука логики» он, прежде всего, раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им - правда, в своеобразной, религиозно-мистической форме - системы новой логики. В фокусе ее - диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости. Гегель заново подверг исследованию природу мышления, его законы и формы. В этой связи он пришел к выводу, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в, качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие».

Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы найти способ разрешения этих противоречий. Гегель подверг жесточайшей критике прежнюю, обычную логику за ее связь с метафизическим методом познания.

Но в этой своей критике зашел так далеко, что отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законе противоречия. Извратив действительное соотношение формальной логики и логики диалектической, он тем самым нанес первой тяжелый удар, существенно затормозил ее последующее развитие.

Заключение

В своем развитии логика прошла длительный период развития. Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделе­нию логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами оратор­ского искусства, то есть как часть практической риторики. Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеж­дать людей ценилось у древних греков исключительно высо­ко и стало предметом специального анализа в школах так на­зываемых софистов. Первоначально к ним относили мудрых, авторитетных в различных вопросах людей. Затем так стали называть людей, за плату производивших обучение искус­ству красноречия; они должны были научить умению убеди­тельно защищать свою точку зрения и опровергать мнение своих оппонентов.

Фундаментальный характер логических изысканий Арис­тотеля проявляется в том, что его логическое учение, усовер­шенствованное в некоторых аспектах, а иногда и искажен­ное, просуществовало без особых принципиальных измене­ний до середины XIX века и получило название тради­ционной логики.

Выдающимся событием в истории логики в Новое время стало появление труда английского философа Ф. Бэкона «Новый органон», который, по его мнению, должен был за­менить аристотелевский «Органон» в качестве орудия позна­ния. Критически оценивая значимость форм выводов, в ко­торых используется уже потовое знание, Ф. Бэкон стремился разработать приемы исследования самой природы. Он поло­жил начало разработке методов установления причинно-следственных связей в объективной действительности. Его учение об этих методах приобрело относительно завершен­ный характер в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под на­званием «Индуктивные методы установления причинных связей». Вопросами логики занимались и внесли определен­ный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового вре­мени: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Примечатель­но, что Г. Лейбниц выдвинул ряд идей фундаментального ха­рактера, получивших интенсивное развитие в современной логике. Начало нового этапа в развитии логики было положено трудами Дж. Буля, О. де Моргана, русского логика П.С. Порецкого. Принципиальное отличие этого этапа состояло в применении методов математики к исследованию логиче­ских связей, что привело к созданию специального раздела логики - алгебры логики, получившей завершение в трудах Э. Шредера. В дальнейшем усилиями Г. Фреге, Б. Рассела - А. Уайтхэда сложился особый метод исследования логиче­ских отношений и форм выводов - метод формали­зации. Суть этого метода состоит в употреблении для опи­сания структур высказываний, законов логики и правил вы­вода специально созданного в рамках логики формализованного языка. Применение этого метода открыло новые воз­можности этой науки и положило начало ее интенсивному развитию под названием «символическая логика».

В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и мето­ды которой активно используются во многих областях теоре­тического познания, в том числе и непосредственно связан­ных с рядом современных направлений практической дея­тельности. Она находит применение в философии, математи­ке, психологии, кибернетике, лингвистике и др. С самой об­щей точки зрения в современной логике, как мы уже гово­рили, выделяют три больших раздела: символическую («фор­мальную») логику, логическую семиотику и методологию.

Список использованной литературы

  1. Брюшинкин В.Н. Логика: Учеб. для ВУЗов. – 3-е изд.; испр, доп. – М.: Гардарики, 2001.
  2. Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
  3. Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М., 1995.
  4. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. - Киев: МАУП, 2000.
  5. Ивин А.А. Логика. – М.: Высшая школа, 2002.
  6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М., 2000.
  7. Логика. Учебник / Под ред. Иванова Е.И. – М., 2000.

Логика как наука возникла в конце V – начале IV веков в Древней Греции (Афины) и много столетий считалась критерием образованности. Основателем логики считают древнегреческого философа Аристотеля. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. В его трудах «Органон» («Орудия познания») были сформулированы основные законы мышления, такие как закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Он также разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное и силлогистическое умозаключения.

Выдееляют две основных причины возникновения логики как науки:

1) зарождение и первоначальное развитие философии и науки, прежде всего математики.

Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, философия и наука основывались на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

Логика возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять рациональное научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

2) развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. От логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда – особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать», что белое – это черное, а черное – это белое, после чего за большие деньги обучали своему искусству всех желающих.

После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

В начале XIX века Г.В.Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.

Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).


Диалектическая логика - это один из способов познания диалектики реальности.

Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX века получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика» или «символическая логика».

Формальная логика изучает форму как нечто отдельное,обособленное от содержания.

Предметом изучения формальной логики служит форма мышления.

Формальная логика - это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.

Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления.

Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи,связок.

Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.

Различают логику формальную и диалектическую. Основателем традиционной формальной логики является, как известно, Аристотель. Термин «диалектическая логика» был введен в науку немецким философом, объективным идеалистом Г. Гегелем (1770 - 1831), впервые на идеалистической основе изложил основные законы и принципы диалектической логики как учения об общем развитии абсолютного духа.
Диалектическая логика - высшая степень в развитии логической науки, но она не отменяет и не поглощает формальную логику, последнюю не следует рассматривать как пройденный этап.
Диалектическая логика, как и формальная, изучает мышление, но с другой стороны и другими методами. Формальная логика - это логика, изучающая структуру мышления, исследует законы строения нашего мнения. Она призвана дать ответ, какой должна быть структура мысли, чтобы она была истинной и правильно воспроизводила действительность. Диалектическая логика исследует то, как в абстрактном мышлении, познает истину, действуют общие законы диалектики. Диалектическая логика изучает природу логических форм, их познавательную суть, раскрывает связь форм и законов мышления с законами объективного мира. Формальная логика исследует структуру готовых, сложившихся логических форм, не интересуясь их генетическими связями и взаимопереход, диалектическая же логика изучает формы мышления в их связях, переходах, в развитии, движении.
Ограниченность формальной логики состоит в том, что соблюдение одних только его законов для познания недостаточно, а не в том, будто она применяется только для познания каких-то элементарных связей и отношений, а при исследовании сложных явлений и связей Ее законы будто не действуют. В процессе познания на ступени абстрактного мышления имеет место постоянное сочетание двух моментов - формального соблюдения в каждом акте мысли и диалектического направления мысли в целом. И формальная, и диалектическая логика действуют повсюду, при познании любых объектов, как простых, так и сложных, при познании как относительно неподвижных предметов, так и предметов, движущихся меняются.
Не существует какой-то особой области элементарных отношений, которые бы узнавались с помощью только формальной логики, а диалектическая логика в них была бы неприменима, как не существует и такой области познания, где мышление подлежит только законам диалектической логики и где необязательно соблюдения требований формальной логики. Там, где соблюдаются законы формальной логики, действительно диалектическое мышление становится невозможным, там диалектика подменяется софистикой и эклектикой. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность мышления, то, без чего мышление как логический процесс по существу невозможно.
Сложным является вопрос о соотносительность формальной и математической логики. Существуют различные точки зрения. Одни считают, что современной формальной логикой является математическая логика и одной из других (общая, традиционная, классическая), кроме математической, в наши дни не существует. Математическая логика, возникла из потребностей математики, как ветвь традиционной логики, вобрала все ценное, достигнутое последней, и является новым, высшим этапом развития формальной логики.
Другие исходят из того, что существует общая формальная логика и логика математическая, что это хоть и близкие, но разные науки и их нельзя отождествлять. Каждая из этих наук имеет свой предмет, свои задачи и методы. Сторонники этого взгляда считают, что математическая логика не охватывает всех проблем формальной логики, поэтому она не может быть сведенной к математической логики, подменена ней.
Некоторые ученые относят математическую логику к математике и считают ее логике в собственном смысле.
Большинство современных логиков признают первую точку зрения, считают, что формальной логикой на современном этапе развития логической науки является математическая (символическая) логика. Приведем высказывания по этому вопросу отдельных авторов. Б. Рассел, например, отмечает: "Основное положение... состоит в том, что математика и логика тождественны, и я никогда не видел ни одного повода к изменению этой точки зрения" 3.
Этой же точки зрения придерживается и Г. Клаус. Он отмечает, что "существует только одна логика, изъятие математической логики из состава формальной логики невозможно и любая такая попытка связана с полным отрицанием современной логики - все устойчивое, все ценное, имеющееся в традиционной логике, находит себе место в современной логике и именно с ее помощью может быть понят лучше и глубже "4.
Дж. Шенфильд, наоборот, считает, что "логика изучает те типы умозаключений, которыми пользуется математика" 6. Такой же точки зрения придерживается и Б. Мендельсон: "Глубокие и опустошительные результаты Гегеля, Тарского, Рассела, Клини и многих других были богатой наградой за вложенную труд и завоевали для математической логики положения независимой ветви математики". Подобного взгляда на математическую логику придерживается и Р. Л. Гудстеин: "Математическая логика имеет своей целью выражение и систематизацию логических процессов, которые употребляются в математическом рассуждении, а также разъяснения математических понятий. Сама она является ветвью математики, которая использует математическую символику и технику... "7. "Предметом логики как философской науки, - отмечает Б. Фогараши, - является не только математическое, а все человеческое мышление. Но логика имеет математические основы, а математика - логические" 8.
Мышление человека не сводится и не может быть сведено к математическому мышлению, а значит, и логика как наука о мышлении, не может быть сведена к математической логике.

Интересно знать:

А вот если вам нужна