Цель налогообложения пользования природными ресурсами. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Сбор за пользование водными ресурсами

Имущественные налоги

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных ПК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Налоговой базой для российских организаций и иностранных организаций является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, - инвентаризационная стоимость имущества по данным органов технической инвентаризации.

Налоговая база - среднегодовая стоимость имуществ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансовых платежей и налога рассчитывается следующим образом.

Сумма авансовых платежей за отчетный период

где СИОТЧ - средняя стоимость имущества, определенная за отчетный период; Н% - ставка налога, %.

Сумма налоговых отчислений за год

SНгод = (СИгод Н%),

где СИГОД - средняя стоимость имущества, определенная за налоговый период сроком один год.

Суммарные налоговые отчисления в бюджет за налоговый период

SН бюджет за нал. нер = SНгод - SАотч

Максимальная ставка налога - 2,2%.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами признаются: I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Налогообложение природных ресурсов

При налогообложении природных ресурсов применяют: водный налог, НДПИ, земельный налог, сборы за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Видами добытого полезного ископаемого для НДПИ являются:

  • антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
  • торф;
  • углеводородное сырье:
  • товарные руды;
  • природные алмазы, другие драгоценные камни;
  • концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы;
  • соль природная и чистый хлористый натрий;
  • подземные воды;
  • сырье радиоактивных металлов.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком самостоятельно одним из трех способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

  • а) материальные расходы, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку);
  • б) расходы на оплату труда, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;
  • в) суммы начисленной амортизации, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых;
  • г) расходы на ремонт основных средств, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • д) расходы на освоение природных ресурсов;
  • е) прочие расходы, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Налоговые ставки определены ст. 342 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

  • 1. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
  • 2. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются I, II и III кварталы календарного года.

Применяют следующие ставки земельного налога: 0,3% – к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенным и (предоставленными) для личного подсобного хозяйства; 1,5% – ко всем остальным землям.

дипломная работа

1.2 Виды налогов на природные ресурсы

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

Противоречивость положений налогового и природоресурсного законодательства создает объективные препятствия к установлению системной взаимосвязи и общего режима, отдельных природоресурсных платежей. Так, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (утратил силу) в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., относил к категории налогов различных уровней бюджетной системы следующие виды природоресурсных платежей :

Платежи за пользование природными ресурсами;

Плата за пользование водными объектами;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Лесной доход;

И земельный налог.

Несмотря на то, что терминологический аппарат указанного законодательного акта не различал понятий налога, сбора и пошлины, объединяя данные виды платежей собирательным понятием налога, факт включения законодателем вышеперечисленных природоресурсных платежей в систему налогов и сборов Российской Федерации сложно отрицать.

Принятие Части I Налогового кодекса Российской Федерации и, впоследствии, введение в действие статей 13-15 имело решающее значение для завершения налоговой реформы, поскольку не только привело к определению в законодательстве о налогах и сборах фундаментальных категорий налогового права, но и установило стройную систему налоговых платежей в зависимости от уровня публичной власти, на котором подлежат определению существенные элементы того или иного налогового платежа. Важно отметить, что в первоначальной и последующих редакциях Части I, а затем и в Части II Налогового кодекса Российской Федерации за природоресурсными платежами было сохранено место в системе налогов и сборов Российской Федерации. Так, в настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей :

Налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

Водный налог,

Земельный налог (местный налог).

Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предусмотрен также специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.

Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы .

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов. Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации .

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, является прямым и общим.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

В последние годы возникла необходимость построения оптимального механизма взыскания этого налога.

Таким образом, при взимании налога на добычу полезных ископаемых государство должно стремиться к тому, чтобы налоговая система отвечала вышеприведенным требованиям посредством, в частности, установления дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых считается в настоящее время базовым для российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики.

Водный налог является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

Поверхностные водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Подземные водные объекты.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства, а именно: Видимкина Е., Семенова О.В. выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты - физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода - государство-собственник водного фонда.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают :

Земельный налог;

Арендная плата;

Нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет земельный налог, как налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Можно выделить следующие общие признаки земельного налога:

Это узаконенная форма принудительного изъятия (отчуждения) части имущества налогоплательщика (физического или юридического лица), принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в пользу муниципального образования;

Это обязательный денежный платеж;

Индивидуально-безвозмездный платеж;

Платеж, не имеющий целевого назначения;

Платеж, зачисляемый в бюджет муниципального образования.

В научной литературе до сих пор дискуссионным остается вопрос о том, является ли земля имуществом, не смотря на то, что он уже решен Гражданским кодексом РФ. Некоторые теоретики утверждают обратное, считая землю, прежде всего, объектом природы, созданной без участия людей и не обладающей чертами имущества. И, поэтому, по их мнению, земля не несет имущественной основы, и лишь в условиях рынка ей придается видимость имущественной ценности.

Яруллин Р.Р. высказывает точку зрения о том, что, фактически земля всегда была имуществом, так как, будучи главным средством производства, она давала доходы и присутствовала в производственном процессе как государственная имущественная ценность. В связи с вышеизложенным, налог, объектом которого выступает земля, вправе относиться к имущественным налогам, а точнее к налогам на недвижимость .

Алехин С.Ю. также относит земельный налог к имущественным и аргументирует это тем, что подавляющее большинство плательщиков земельного налога имеет тесно связанное с землей имущество (недвижимость) .

Таким образом, экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества.

Таким образом, только перечисленные виды природоресурсных платежей являются по правовой природе налогами.

Важнейшим правовым последствием данного вывода является распространение законодательства о налогах и сборах на отношения, возникающие по поводу уплаты данных платежей. Налоговые органы вправе применять к плательщикам порядок принудительного взыскания, осуществлять меры налогового контроля, привлекать к ответственности согласно НК РФ.

При этом представляется немаловажным отметить, что часть природоресурсных платежей, хотя изначально и предполагалось включить в систему налогов и сборов, в последующих редакциях были вычеркнуты из перечня налоговых платежей, например лесной налог, экологический налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы .

Таким образом, характеризуя законодательные изменения в установлении системы налогов и сборов, можно выявить следующие тенденции в процессе проведения налоговой реформы, отмены старых и установлении новых публично-правовых платежей:

Некоторые природоресурсные платежи из статуса сбора (платы) переведены в статус налога, например земельный налог, водный налог;

Часть природоресурсных платежей хотя и были запланированы на определенном этапе развития налогового законодательства в качестве налоговых платежей, до сих пор остаются за пределами правового регулирования налогового законодательства, например плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом;

Некоторые природоресурсные платежи были отменены либо объединены в единый налоговый платеж, например налог на добычу полезных ископаемых, заменивший собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Анализ финансового состояния предприятия

Исследование в работе проводилось на материалах ЗАО «Березки», расположенного в орловском районе Орловской области. Орловская область расположена в центральной части Среднерусской возвышенности в пределах степной и лесостепной зон...

Анализ формирования финансовых ресурсов ПАО "Одиссей"

Особенности и условия кругооборота основных и оборотных средств обусловливают потребность в формировании определенной части финансовых ресурсов за счет заемных средств...

Инвестиционный климат региона РФ(Республика Удмуртия)

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой - 1325 км, Санкт-Петербургом - 1904 км...

Исчисление налога на прибыль. Налоговые платежи за природные ресурсы

Использование природных ресурсов осуществляется за соответствующую плату, в основу которой положена рентная составляющая. Разнообразие рентных составляющих определяет различный уровень платы за пользование природными ресурсами. Кроме того...

Налоги в сфере природопользования

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки, полученных бумаг и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных средств...

Налоги и их функций

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому...

Налоги: сущность, виды и функции

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации...

Налоговая система России

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст...

Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования...

Налогообложение природных ресурсов в России

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики...

Система региональных налогов в рамках бюджетного федерализма

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Каждый гражданин РФ обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституция РФ. Ст. 57...

Система ресурсного налогообложения в Республике Дагестан

Совершенствование налогового учета в сельскохозяйственных предприятиях (на примере ООО "Юбилейное" Хохольского района Воронежской области)

ООО “Юбилейное” Хохольского района Воронежской области расположено в северо-западной микрозоне северной (лесостепной) природной сельскохозяйственной зоне области в 45 км от города Воронежа и в 5 км от районного центра...

Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и осуществляется до начала налогового периода, в котором впервые будет применена УСН. С 01.01.2006г...

Экономическая сущность и функции налогов. Виды налогов и их характеристика

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.

Противоречивость положений налогового и природоресурсного законодательства создает объективные препятствия к установлению системной взаимосвязи и общего режима, отдельных природоресурсных платежей. Так, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (утратил силу) в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., относил к категории налогов различных уровней бюджетной системы следующие виды природоресурсных платежей :

Платежи за пользование природными ресурсами;

Плата за пользование водными объектами;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Лесной доход;

И земельный налог.

Несмотря на то, что терминологический аппарат указанного законодательного акта не различал понятий налога, сбора и пошлины, объединяя данные виды платежей собирательным понятием налога, факт включения законодателем вышеперечисленных природоресурсных платежей в систему налогов и сборов Российской Федерации сложно отрицать.

Принятие Части I Налогового кодекса Российской Федерации и, впоследствии, введение в действие статей 13-15 имело решающее значение для завершения налоговой реформы, поскольку не только привело к определению в законодательстве о налогах и сборах фундаментальных категорий налогового права, но и установило стройную систему налоговых платежей в зависимости от уровня публичной власти, на котором подлежат определению существенные элементы того или иного налогового платежа. Важно отметить, что в первоначальной и последующих редакциях Части I, а затем и в Части II Налогового кодекса Российской Федерации за природоресурсными платежами было сохранено место в системе налогов и сборов Российской Федерации. Так, в настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей :

Налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),

Водный налог,

Земельный налог (местный налог).

Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Предусмотрен также специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.

Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы .

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов. Платы за пользование природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации .

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, является прямым и общим.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

В последние годы возникла необходимость построения оптимального механизма взыскания этого налога.

Таким образом, при взимании налога на добычу полезных ископаемых государство должно стремиться к тому, чтобы налоговая система отвечала вышеприведенным требованиям посредством, в частности, установления дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых считается в настоящее время базовым для российской экономики, так как вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики.

Водный налог является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:

Поверхностные водные объекты;

Внутренние морские воды;

Территориальное море Российской Федерации;

Подземные водные объекты.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства, а именно: Видимкина Е., Семенова О.В. выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты - физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода - государство-собственник водного фонда.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают :

Земельный налог;

Арендная плата;

Нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет земельный налог, как налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Можно выделить следующие общие признаки земельного налога:

Это узаконенная форма принудительного изъятия (отчуждения) части имущества налогоплательщика (физического или юридического лица), принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления в пользу муниципального образования;

Это обязательный денежный платеж;

Индивидуально-безвозмездный платеж;

Платеж, не имеющий целевого назначения;

Платеж, зачисляемый в бюджет муниципального образования.

В научной литературе до сих пор дискуссионным остается вопрос о том, является ли земля имуществом, не смотря на то, что он уже решен Гражданским кодексом РФ. Некоторые теоретики утверждают обратное, считая землю, прежде всего, объектом природы, созданной без участия людей и не обладающей чертами имущества. И, поэтому, по их мнению, земля не несет имущественной основы, и лишь в условиях рынка ей придается видимость имущественной ценности.

Яруллин Р.Р. высказывает точку зрения о том, что, фактически земля всегда была имуществом, так как, будучи главным средством производства, она давала доходы и присутствовала в производственном процессе как государственная имущественная ценность. В связи с вышеизложенным, налог, объектом которого выступает земля, вправе относиться к имущественным налогам, а точнее к налогам на недвижимость .

Алехин С.Ю. также относит земельный налог к имущественным и аргументирует это тем, что подавляющее большинство плательщиков земельного налога имеет тесно связанное с землей имущество (недвижимость) .

Таким образом, экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества.

Таким образом, только перечисленные виды природоресурсных платежей являются по правовой природе налогами.

Важнейшим правовым последствием данного вывода является распространение законодательства о налогах и сборах на отношения, возникающие по поводу уплаты данных платежей. Налоговые органы вправе применять к плательщикам порядок принудительного взыскания, осуществлять меры налогового контроля, привлекать к ответственности согласно НК РФ.

При этом представляется немаловажным отметить, что часть природоресурсных платежей, хотя изначально и предполагалось включить в систему налогов и сборов, в последующих редакциях были вычеркнуты из перечня налоговых платежей, например лесной налог, экологический налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы .

Таким образом, характеризуя законодательные изменения в установлении системы налогов и сборов, можно выявить следующие тенденции в процессе проведения налоговой реформы, отмены старых и установлении новых публично-правовых платежей:

Некоторые природоресурсные платежи из статуса сбора (платы) переведены в статус налога, например земельный налог, водный налог;

Часть природоресурсных платежей хотя и были запланированы на определенном этапе развития налогового законодательства в качестве налоговых платежей, до сих пор остаются за пределами правового регулирования налогового законодательства, например плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом;

Некоторые природоресурсные платежи были отменены либо объединены в единый налоговый платеж, например налог на добычу полезных ископаемых, заменивший собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Согласно современному законодательству, использование природных ресурсов не может производиться безвозмездно. Какие платежи при этом необходимо производить и как их подсчитать – рассмотрим далее. В данной статье мы рассмотрим сборы и платежи за пользование природными ресурсами.

Разновидности платежей за пользование природными ресурсами

На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами. В частности вопросы налогообложения встают в тот момент, когда пользователь извлекает личную выгоду из такого пользования (см. → ). При этом осуществляемые в пользу государства платежи за подобное пользование идут на следующие цели:

  1. Право на обладание и пользование ресурсами.
  2. Плата за частичное восстановление утраченных ресурсов.
  3. Плата за превышение минимального использования ресурсов (штрафная плата).

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

Законодательная база

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ. Обратимся к следующей таблице, чтобы подробно рассмотреть наиболее важные нюансы, регулируемые тем или иным документом:

Документ Важные детали содержания, описание документации
Налоговый кодекс В налоговом кодексе предложено не только трактование всех необходимых понятий (налогоплательщик, налог, система платежей и т.д.), то также более конкретная информация. Кодекс содержит необходимые данные об отдельных видах налога (лесной, водный и т.п.), информацию о регуляторах налога, классификацию платежей и иные углубленные данные, с которыми необходимо ознакомиться для грамотного осуществления необходимых платежей.
Специализированные документы Существует ряд специализированных документов, регулирующих отдельные выплаты за тот или иной природный ресурс. Среди них отмечают:
  • лесной кодекс;
  • водный кодекс;
  • земельный кодекс.
Федеральные законы Известно множество особых Федеральных законов, направленных на регуляцию и контроль за описанными выплатами, а также в качестве дополнения к Налоговому кодексу. Особняком среди них стоят ФЗ “О плате за землю”, “О животном мире”, “О плате за пользование водными объектами”.

Информация в некоторых документах может перекликаться, поэтому в целях экономии времени достаточно ознакомиться только с актуальными на сегодняшний день данными, представленными в Налоговом кодексе и ФЗ.

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше – то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Сбор за пользование водными ресурсами

В данном случае выплатами облагаются физические и юридические лица, осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными ресурсами с применением специального оборудования или технических устройств. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях:

  1. Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.
  2. Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий.
  3. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов.
  4. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса.
  5. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ (геодезических, гидрографических и т.д.).
  6. Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот.
  7. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан.

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных – в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

Общая информация Пояснение
Недры могут предоставляться пользователю только для ограниченного списка нужд (закон “О недрах”). Цели, в которых предоставляются недра:
  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых (НК, ст. 336). Объектами налогообложения являются:
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей – 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность. В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Виды негативного воздействия, за которые взимают плату
  • выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • вредные сбросы в подземные и поверхностные воды;
  • выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • размещение вредных отходов производства.
Плательщики налога Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду.
Получатель сбора Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный (местный) орган Росприроднадзора.
Ответственность за неуплату В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом.

Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки. Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. На какие нужды расходуются платежи, сборы и налоги за пользование природными ресурсами?

В большинстве случаев сборы представляют собой арендную плату (ренту). Также собранные средства расходуются на восстановление израсходованных ресурсов, реализацию охранной функции, обеспечение безопасности ресурса.

Вопрос №2 . Каковы самые большие и самые малые платежи?

По праву самым значительным платежом за пользование является платеж за нефтяные ресурсы или природный газ (до 16% от добытого сырья). Самым малый платеж взимается за черный металл (от 1%).

Вопрос №3 . В какие органы перечисляется сумма земельного налога?

Земельный налог считается местным, поэтому его перечисляют в местные органы. Например, если земля находится в пределах сельской местности, платеж поступает в пользу сельских органов самоуправления.

Вопрос №4 . Кто устанавливает льготы на платежи за пользование природными ресурсами?

Основным органом, устанавливающим льготы на данные платежи, является законодательная власть РФ. В отдельных случаях такие льготы назначаются в индивидуальном порядке субъектами РФ в пределах их полномочий.

Вопрос №5 . В случае, если экологический платеж был просрочен, но плательщик выплатил необходимый налог, освобождается ли он от уплаты просроченного платежа?

Нет, вместе со штрафом потребуется заплатить и необходимую сумму налога.

Улучшение экологической обстановки и воспроизводство природных ресурсов требует аккумуляции финансовых средств на реализацию соответствующих природоохранных и восстановительных мероприятий и стимулирование природопользователей к более рациональному и экономному использованию природных ресурсов. Одним из условий устойчивых темпов социально ориентированного экономического роста становится обеспечение субъектам хозяйствования реальных экономических выгод от использования природных ресурсов и выравнивание влияния на финансовые результаты предприятий-природопользователей резко дифференцированной продуктивности естественных факторов, физико-географических, экономико-географических условий.

Группировка методов экономической оценки природных ресурсов представлена в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1

Методы экономической оценки природных ресурсов

Методы Характеристика
Затратный метод Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование
Результативный метод Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции, получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами
Затратно-ресурсный метод При определении стоимости природного ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования
Рентный метод Лучший ресурс (использование которого дает относительно большой доход при одинаковых затратах) получает большую стоимость; затраты на освоение ресурса ориентированы на средний уровень; учитывается факт ограниченности природного ресурса. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользователя для возникновения категории рентных платежей
Воспроизводственный метод Использование какого-либо природного ресурса подразумевает его восстановление. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенный период
Монопольно-ведомственный метод Размер платежей за пользование природными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных служб осуществляющих в настоящее время монопольное распоряжение управления природными ресурсами


Экономическая оценка природных ресурсов означает, во-первых, процедуру определения денежной ценности конкретного природного ресурса; во-вторых, получаемый в результате этой процедуры показатель ценности природного ресурса. Экономическая оценка природных ресурсов, как показатель, представляет собой денежное выражение экономического эффекта, приносимого рациональным (с экономической и экологической точек зрения) использованием оцениваемого ресурса. Вместе с тем этот показатель характеризует и размеры денежного ущерба, наносимого обществу и природе потерей, загрязнением или выведением из строя рассматриваемого природного ресурса. Главная цель экономической оценки природных ресурсов – определить возможно более полное денежное выражение многообразных позитивных эффектов, получаемых от рационального использования природных ресурсов, и избежать при этом неоправданных потерь ресурсов.

От количества природных ресурсов зависит не только величина богатства государства, но и его экономическая, а также политическая независимость от других государств (к примеру, зависимость импортёров газа от экспортёров). Наиболее ресурсообеспеченное государство при правильном подходе к распоряжению своими ресурсами может стать сверхдержавой, но если будет относиться к их распоряжению халатно, может наоборот стать зависимым от их экспорта. Следовательно, государство должно стремиться максимизировать эффективность использования своих природных ресурсов, получить взамен природных ресурсов от хозяйствующих субъектов как можно больше материальной выгоды и минимизировать ущерб, который наносится при этом источнику природных ресурсов, то есть природе. Данные предпосылки являются основанием для налогообложения природных ресурсов. Налогообложение представляет собой с одной стороны расходы предпринимателя, которые он стремится покрыть за счёт более эффективного использования единицы природного ресурса, отданной ему в распоряжение государством, с другой стороны – источник пополнения бюджета государства, что является возмещением государству потерь, связанных с передачей природных ресурсов.

Налогообложение природных ресурсов представляет собой систему взимания налогов и налоговых платежей, облагающую деятельность хозяйствующих субъектов, непосредственно связанную с природными ресурсами, а именно с их извлечением и использованием.

Налоги на природные ресурсы призваны повысить эффективность деятельности предпринимателей, непосредственно связанных с природными ресурсами, возместить государству его издержки при ведении предпринимательской деятельности экономическими субъектами, пополнить казну государства, регулировать экономическое развитие государства или отдельных отраслей его экономической системы, а также перераспределить доход хозяйствующих субъектов. Поставленные перед налогом цели выполняются с помощью функций, выполняемых налогом.

Система налоговых платежей за природные ресурсы, с одной стороны, выступает важным источником формирования доходной базы государственного бюджета и экономической безопасности страны, с другой стороны, является финансовым инструментом государственного регулирования природопользования.

При рассмотрении экономического содержания системы налоговых платежей за природные ресурсы можно выделить три основных наиболее характерных для нее отличительных признака, которые позволяют выделить ее в особую группу налоговых отношений . Отличительные признаки налоговых платежей за природные ресурсы представлены на рисунке 1.1.1.


Рис.1.1.1. Признаки налоговых платежей за природные ресурсы

!!! Другие методы оценки природных ресурсов!!!

Профессор П.Ф. Лойко выделяет два основных вида оценки природных ресурсов: кадастровая, используемая в целях налогообложения и рыночная.

Кадастровая оценка природных ресурсов осуществляется, как правило, специальной государственной структурой, по единой методике на всей территории страны, региона, в целях налогообложения.

Рыночная оценка природных ресурсов осуществляется лицензированными оценщиками по каждому объекту для коммерческих целей.

Иной точки зрения придерживаются В.В.Арбузов, Д.П.Грузин, В.И.Симакин, выделяя три метода оценки природных ресурсов. При затратном методевеличина экономической оценки природных ресурсов увязывается с затратами на их освоение. В настоящее время распространение среди специалистов получает рентный метод, сторонники которого связывают ставки платы и величину экономической оценки с эффектом от эксплуатации природных ресурсов. Дифференциальная рента является мерилом вклада данного ресурса в эффективность общественного производства и используется в качестве базы для оценки природных богатств. Плату за природные ресурсы на принципах дифференциальной ренты можно рассчитать двумя способами: во-первых, как дополнительный доход от использования природного ресурса повышенной продуктивности, во-вторых, на основе издержек замещения этого ресурса. Смешанный подходпредполагает учет не только затрат на освоение, но и народнохозяйственного эффекта от эксплуатации природных ресурсов. В стоимостную оценку природных ресурсов входят затраты по разведке и добыче, дифференциальный доход, затраты по восстановлению природных ресурсов, а также затраты по созданию заменителей для не воспроизводимых ресурсов.

Различные методы оценки природных ресурсов представлены на рисунке 1.3.1.



Рис. 1.3.1. Основные методы оценки природных ресурсов

!!! История развития налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом!!!