Конспект НОД по обучению грамоте «Зима пришла. Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе V. Звукобуквенный анализ слова АУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детскиий сад № 31 г.Лениногорска МО «ЛМР» РТ

Открытый показ

непосредственно- образовательной деятельности

по обучению грамоте

Подготовила и провела воспитатель

Ахметова Ольга Вячеславовна

Лениногорск, 2013г

Возраст: Подготовительная к школе группа (6лет)

Направление: Познавательно – речевое

Образовательная область : Коммуникация

Интегрированные образовательные области : коммуникация,

социализация, музыка, физическая культура, безопасность,

труд (подготовка и убрать свое рабочее место)

Форма проведения : образовательная с элементами игры Цель : закрепление знаний о букве М. Задачи:

Образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, продолжать учить соотносить звук и букву; упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Развивающие – развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; пополнять словарный запас, знакомить с антонимами; Воспитательные создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, воспитывать желание получать знания, готовиться к обучению в школе.

Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач

Методы: игровые, практические, словесно- наглядные, поисково- исследовательские.

Приемы: вопросы, загадки, дополнительные напоминания, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: мультимейдийная доска, коробочка с гласными и согласными буквами, обручи красные и синие,изображения сказочных персонажей: снегурочки, снеговика, Снежной королевы, Деда Мороза, ёлочки с игрушками.

Организация детей:

1.В кругу; 2.Работа около мультимейдийной доски;

3.Свободная; 4.За столами; 5.На ковре.

Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в делении слов на слоги у Салаховой Илины, поощряющая оценка Толщикову Герману, Зайцевой Кире. Закреплять знания о гласных и согласных буквах с Виниченко Викой.

Словарная работа.

Обогащение: посланник, долгожданная, метельная, морозная зима.

Активизация: гласные, согласные буквы, приветствие, ошибки, задача.

Предварительная работа: работа с подгруппой детей,чтение рассказов о зиме,чтение стихотворений о празднике Нового года,подбор музыкальных произведений,подбор слайдов,знакомство с буквой М.

Структура: 1.Психологический настрой. Вводный организационный момент.

2.Беседа о зиме

3.Поговорки о зиме

4.Беседа о Новом годе

5.Загадка о снеговике, задания Снежной Королевы.

6.Игра «Определи, сколько слогов в своем имени»

7.Игра «Назови антонимы»

8.Физкульминутка « Деревья»

9.Изображение звука «М»

10.Загадка о морозе

11. Загадка о метели

12.Игра с обручами

13.Гимнастика для глаз «Снежинка»

14.Звуковой анализ слова «Мама»

Физкультминутка

15.Работа в тетрадях.

16.Песня «Азбука – Малышка» (из уроков тетушки Совы)

17.Снегурочка в безопасности

18.Итог: высказывание детей.Самооценка.

СОД

1. Орг. момент . (Дети заходят под песню Заходера «Алфавит», встают полукругом ). Слайд №1

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

C добрым утром! С Добрым утром! Просыпайся и вставай! Умывайся, одевайся, Настроение поднимай!

Воспитатель (к детям): А теперь улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Воспитатель : А как еще можно поздороваться? Дети : Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

А как мы поздороваемся по-татарски?

Дети : Исэнмесез!

2. Эмоциональная настройка. Воспитатель : Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее ). Воспитатель : И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки ). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. 3. Беседа о времени года. – Какое сейчас время года? (Зима ). Слайд№2

Назовите зимние месяцы?

Какой сейчас месяц? (Декабрь) – Зима какая? ( Снежная, морозная, белая, долгая, холодная, долгожданная ). – Как понимаете слово « долгожданная »?

Дети: Это значит,что мы ее долго ждали!

Воспитатель: Какие пословицы о зиме вы знаете? Береги нос в большой мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Зима кончается, весна начинается. Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь году начало, зиме середина. Мороз не велик, стоять не велит.

4. Постановка учебной цели .

– Ребята, какой скоро праздник? (Новый год ). Слайд№3
– Снежная королева хочет испортить наш праздник и спрятала Снегурочку .

Слайд№4

А какой же праздник без Снегурочки? Дед Мороз просит нас помочь её найти. Поможем, ребята? Он прислал нам своего помощника. Отгадайте, кто он? Во дворе катали ком Шляпа старая на нем Нос приделали и вмиг Получился (Снеговик ). Слайд №5

Через него Снежная королева будет передавать нам свои задания .

За правильно выполненные задания Снеговик будет давать нам елочные игрушки, мы должны будем нарядить ёлочку. Когда ёлочка будет наряжена, Снегурочка расколдуется . Слайд №6

Ну что ж, отправляемся в путь.

Первое задание Снежной Королевы (слайд №7)

5.Игра « Определи, сколько слогов в своем имени» (в кругу)

Дети называют свое имя и определяют сколько слогов в своем имени, например Настя, Нас-тя-2 слога, Илина, Или-на-3 слога; Матвей,

Мат-вей- 2 слога.

Молодцы, с заданием справились! Снеговик нам принес 1 шарик на нашу Елочку! Слайд №8

6.Игра с мячом «Назови антонимы».

– А вот второе задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова с противоположным значением.

Глупый –мудрый, большой –маленький, война –мир, ссорится – мирится, большой- маленький , старый- молодой, девочка- мальчик, много- мало,твердый – мягкий и.т.д.

Молодцы, с этим заданием вы справились, Снеговик принес вам второй шарик на нашу Новогоднюю ёлочку. Слайд №9

7.Физкульминутка « Деревья»

Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем,

Это к нам птицы летят! Как они сядут покажем, руки сложим назад.

8. Повторение знаний о звуках [ м ] и [ м ] и букве М

Слайд№10

Давайте вспомним прошлые занятия, когда мы знакомились со звуком М и как она выглядит. Ребята, покажите.

Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали (сопровождается показом детей).
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»

Снежная королева дает вам следующее задание. – Отгадайте загадку: Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз ) Слайд №11

Какой первый звук в слове « мороз »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, твердый, звонкий ).
- Сколько слогов в этом слове?
- Составьте предложение из 3 слов со словом мороз

Отгадайте вторую загадку. Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, верчу, Знать ничего не хочу. (Метель ) слайд №12

– Какой первый звук в слове « метель »? [ м ]. – Он какой? ( Согласный, звонкий, мягкий). – А какой буквой обозначаются на письме эти звуки? (Буквой М ).

Сколько слогов в этом слове?

Составьте предложение из 2 слов, со словом метель

Молодцы! Итак,третий шарик! Ура! Следующее задание Снежной Королевы. Слайд№13

9. Игра с обручами

(Дети берут карточки с буквами, у кого гласный звук -бегут к красному обручу,укого согласный- к синему обручу)

Хорошо, мы справились! Снеговик нам дает еще один шарик, стало их четыре. Слайд №14

Дети садятся за столы. Следующее задание Снежной Королевы. 10.Разгадывание ребусов

Слайд №15, №16.

Гимнастика для глаз «Снежинка» Снежинка к носу движется, А потом обратно. На неё посмотреть Очень нам приятно.

10.Звуковой анализ слова «мама».

Какое самое любимое слово у всех детей в мире? Кто для них самый близкий и родной человек? (мама)

Я с вами согласна. «Мама» - самое дорогое для нас слово.

Сделайте звуковой анализ слова «мама». Для этого у вас на столе лежат карточки синего и красного цвета.

Какие звуки обозначаются синим цветом?

Какие звуки обозначаются красным цветом?

Итак, приступаем к звуковому анализу слова «мама».

Сколько звуков в слове «мама»?(4)

-Сколько слогов?(2) А теперь разложите их на столе.

Какого цвета первая карточка?

Какой звук она обозначает?(согласный)

Какого цвета вторая карточка?

Какой звук она обозначает? (гласный)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Снеговик принес вам 5 шарик.

Слайд№17

А нам надо немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика

Очень холодно зимой.

Мёрзнут ручки ой, ой. Ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

11 .Задание в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу,

я друзья от вас не скрою,

карандашик так держу,

сяду прямо не согнусь,

за работу я возьмусь!

Печатание букв М.

-За работу в тетрадях снеговик нам дает 6 шарик. Слайд №18

-Посмотрите снегурочка наша расколдовалась! И теперь у ребят будет настоящий Новый год! Слайд №19

Нарядили мы нашу ёлочку, спасли Снегурочку от злых чар Снежной королевы.

12.Песня «Азбука – малышка» Слайд №20

13. Подведение итогов.

Понравилось вам спасать Снегурочку?
– Чем занимались сегодня на занятии?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какое задание показалось трудным?
– Кто сегодня занимался хорошо?
– А кто думает, что он сам сегодня очень старался?
– Давайте погладим себя по голове и скажем: «Я сегодня МОЛОДЕЦ !».

Вы мне тоже сегодня на занятии очень понравились. А Снегурочка за её спасение дарит вам конфеты. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.

Обучение грамоте с использованием элементов развивающей методики В. В. Воскобовича.

Цель: развивать познавательный интерес, желание и потребность узнавать новое через использование развивающих игр Воскобовича.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания по изученным буквам;
  • познакомиться с новым звуком и буквой;
  • формировать умение запоминать начертание буквы с помощью развивающих игр Воскобовича: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»).
  • использовать в образовательном процессе сказочных героев «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающую среду «Фиолетовый лес» для создания игровой ситуации, способствующей запоминанию обучающего материала.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать речь детей;
  • развивать мелкую моторику и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимовыручки.

Предварительная работа: оформление развивающей среды «Фиолетовый лес».

Оборудование: знаковый конструктор «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Игровизор» с приложением «Лабиринт согласных букв»; «Набор букв» (приложение к коврографу «Ларчик»). Сказочные герои «Малыш Гео», «Ворон Метр»; развивающая среда «Фиолетовый лес», полоски на липучках.

Конспект НОД «В гости к буквам»
(подготовительная группа)

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас занятие по обучению грамоте. Познакомимся с новым звуком и буквой. В гости пришел Малыш Гео.

Вводная часть

Малыш Гео очень хочет в школу. Мама ему сказала, что для этого нужно знать буквы. А мудрый Ворон Метр посоветовал Малышу отправиться в сказочную страну букв. Там все дети и звери знакомятся с буквами: запоминают их название, написание и учатся читать. Малыш Гео был смелым, отважным и очень любознательным и поэтому решил отправиться в сказочную страну. А находится она в Фиолетовом лесу. Мы вместе с Малышом отправляемся знакомиться с буквами и узнавать много интересного. Нам необходимо сделать гимнастику.

Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.

(Артикуляционная гимнастика на выбор воспитателя).

Основная часть

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочной стране букв. Посмотрите, на пути встретились два домика. В них живут буквы. Ворон Метр приготовил для вас загадки про буквы. Слушайте внимательно.

— Эта буква колесо

И похожа на … (О).

— Всем известна эта буква,

Буква славная,

В алфавите главная. (А)

— Ты иголочку возьми,

И дорожки проложи:

Слева – раз, справа – два,

Наискосок будет –три.

Что за буква? Посмотри. (И)

— У этой буквы есть нога,

И очень острые рога. (У)

— Был он круглый колобок,

Но прогрызла мышка бок,

Оставила дорожку,

И совсем немножко. (Э)

— У этой буквы есть нога,

И всего одна клюка. (Ы)

— Эту букву в спортзале,

Перекладиной назвали. (П)

— Наша Настя – неваляшка,

Накланяется вперед,

И никак не упадет.

Влево, вправо и назад,

Так ребята говорят.

И известно всем:

Любит Настя букву… (Н)

— Медвежонок мед нашел,

Радостно домой пошел.

«Вот медок я быстро съем,

«И запомню букву»…(М)

(Один домик сделан с помощью красной ленты на липучках (для гласных букв), другой с помощью зеленой и синей (для согласных букв)). Дети отгадывают загадки про буквы, и объясняют, в какой домик их поселят.)

Физкультминутка

В гости к буквам мы пришли,

(Ходьба по кругу)

Сказочные домики нашли,

(Останавливаются, поднимают руки вверх,

Изображая крышу дома)

Поселились буквы в них,

(Присели)

Вот окошечко для «О»,

(Изображают пальцами букву о)

Очень круглое оно.

В гости к ней издалека,

Прилетела буква А.

(Встают, машут руками)

Буквы весело живут:

Пляшут, хлопают, поют.

(Прыгают, хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки про буквы вы отгадали. Ворон Метр доволен, что вы узнали буквы. Малыш Гео был внимательным и быстро запомнил эти буквы. Буквы никогда не ссорятся. Посмотрите, как они умеют дружить.

(Воспитатель составляет слоги, дети читают. )

Воспитатель: Ребята, научите Малыша Гео читать слоги.

(Дети по очереди выходят и составляют слоги. Далее дополняют слоги до целого слова.)

Воспитатель: Ребята, Малышу очень понравилось составлять слоги и читать их. Он говорит вам «спасибо» за интересное упражнение-чтение. Воспитатель: Тук- тук-тук топор стучит.

В домике поселилась еще одна буква.

Воспитатель: Какой звук вы слышите чаще всего? (Звук [т]).

Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).

Придумаем слова, начинающиеся на этот звук.

(Дети придумывают слова и с помощью воспитателя определяют звук т твердый или мягкий. )

Воспитатель: Звук т бывает твердым и мягким и обозначается буквой «Т». (Показывает букву Т).

В какой домик эта буква поселится, и почему? (Ответы детей).

Воспитатель: На что похожа буква Т? (Ответы детей).

(Воспитатель заранее готовит картинки, на что похожа буква «Т»).

Упражнения на запоминание образа буквы «Т»

  1. Дети пишут печатную букву в тетради «Лабиринт согласных букв»
  2. Изображают букву на игровом пособии «Шнур-малыш».



Воспитатель: Малыш Гео слушал все внимательно и запомнил букву т. Но вдруг подул сильный ветер, и буквы рассыпались. Ребята, вам нужно составить слоги с буквой «Т». (Дети составляют слоги с буквой «Т». Дополняют их до целого слова.)

Заключительная часть

Воспитатель: Малыш в стране букв узнал много интересного. Научился составлять слоги и слова. А вы? (Ответы детей).

До свидания, сказочная страна букв!

Чтобы грамотными быть,
Буквы надо изучить.

Программное содержание.

  1. Совершенствовать умение составлять и анализировать предложения.
  2. Совершенствовать умения делить слова на слоги, ставить ударение.
  3. Совершенствовать умение определять местоположения звука в слове (начало, середина, конец).
  4. Закреплять умение придумывать слова на заданный звук, слог.
  5. Закреплять умения выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
  6. Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков.
  7. Закреплять умение давать основные характеристики звуков (гласный звук, обозначаем красным цветом, согласный звук твердый, обозначаем синим цветом, согласный звук мягкий, обозначаем зеленым звуком).
  8. Упражнять в звуковом анализе слов.
  9. Закреплять умение владеть понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение".
  10. Закреплять умения отгадывать ребусы.
  11. Развивать фонематический слух и внимание, мышление, память.
  12. Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  13. Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей, желание работать в коллективе.
  14. Поощрять активность и самостоятельность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  1. «Волшебный мешочек» с предметами.
  2. Плакат с изображением страны Сказок.
  3. Предметы: гриб, магнит, карандаш, ложка.
  4. Картина для составления рассказа.

5. Карточки с изображением героев сказок: Незнайка, Иванушка, Элли, Дюймовочка, Красная Шапочка, Белоснежка.

  1. Фишки для обозначения звуков на доске (красные, зеленые, синие).
  2. Картинка с изображением лисы.

Раздаточный материал:

  1. Счетные палочки.
  2. Карточки-схемы (деление слов на слоги).
  3. Карточки со словами для ребусов.
  4. Фишки для обозначения звуков.
  5. Карточки с буквами.
  6. Простые карандаши.

Методические приёмы:

  1. Словесный (вопросы, объяснение) .
  2. Наглядный (картинки, показ артикуляции) .
  3. Игровой (Д/и "Угадай где спрятался звук?", "Чудесный мешочек", "Услышь звук") .
  4. Практический (упражнения) .
  5. Наблюдение за работой детей, советы.

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются.) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям.)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Сядьте поудобнее и послушайте внимательно, что приключилось в одной сказочной стране.

Злая волшебница Бастинда наколдовала чудовищный ураган. Ветер страшной силы обрушился на Страну Сказок, подхватил сказочных героев и перепутал их местами. Для того, чтобы герои вернулись в свои сказки, вам надо выполнить задания.

Поможем сказочным героям?

Тогда улыбнулись и в путь.

II. Основная часть.

Первая сказка.

Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке:

Страшила!

Что ты говоришь! – не поняла Красная шапочка.

Я говорю: Страшила. Это так меня назвали: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?

- Красная Шапочка .

Красивое имя! – сказал Страшила.

Красная Шапочка смотрела на него с удивлением. Она не могла понять, как, чучело, набитое соломой и с нарисованным лицом, ходит и говорит.

Но тут возмутился Тотошка и с негодованием воскликнул:

А почему ты со мной не здороваешься?

Ах, виноват, виноват! – извинился Страшила и крепко пожал пёсику лапу. – Честь имею представиться, Страшила!

Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой!

Как называется сказка? (Волшебник Изумрудного города. Александр Волков).

Как звали девочку из этой сказки? (Элли.)

- Для того чтобы Элли попала в свою сказку нам надо выполнить задание.

Составить предложения по картине.

https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/1882981

(Выкладывают составленные предложения при помощи счетных палочек.)

Наступила весна.

Ярко светит солнышко.

Снег начал таять.

Витя и Петя пускают кораблики по ручейку.

Сколько предложений?

Какое первое предложение, второе....

Какое предложение самое длинное? (Последнее.)

Давайте посчитаем сколько в нем слов? (Выкладывают слова при помощи счетных палочек.)

С заданием мы справились, Элли может отправляться в свою сказку.

(Прикрепить карточку с изображением Элли на плакат.)

2. Вторая сказка.

Куда ты идешь, Элли, - спрашивает Волк.

Я иду проведать бабушку и несу ей пирожки и горшочек масла.

А далеко ли живет твоя бабушка? - спросил Волк.

За лесом, в домике возле мельницы.

Волк был очень голоден. Он решил съесть бабушку, а потом дождаться Элли в бабушкином доме и съесть ее тоже.

Как звали девочку из этой сказки? (Красная Шапочка. Шарль Пьерро.)

Теперь слушайте задание:

- Нам надо показать, как мы умеем делить слова на слоги.

Игра «Чудесный мешочек».

Дети выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и определяется их количество. Находят схему этого слова, ставят ударение. (Гриб, магнит, карандаш, ложка.)

Остальные проверяют и выкладывают схему этого слова на столе.

Молодцы, с заданием справились. Красная Шапочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить карточку с Красной Шапочкой к плакату.)

3. Третья сказка.

На следующую ночь Белоснежка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка совсем уже ожила, только была ещё очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку, которая стояла перед нею с кусочком гнилушки в руках, - другого фонаря у неё не было.

Благодарю тебя, милая крошка! - сказала больная ласточка. - Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

Ах, - сказала девочка, - теперь так холодно, идёт снег! Останься лучше в своей тёплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

И Белоснежка принесла птичке воды в цветочном лепестке. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крыло о терновый куст и поэтому не смогла улететь вместе с другими ласточками в тёплые края. Как упала на землю и… да больше она уж ничего не помнила и как попала сюда - не знала.

Всю зиму прожила тут ласточка, и Белоснежка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом - они ведь совсем не любили птичек.

Как называется сказка? ("Дюймовочка", Ганс Христиан Андерсен.)

Как звали девочку из этой сказки? (Дюймовочка.)

Для того, чтобы Дюймовочка могла попасть в свою сказку, нам надо выполнить несколько заданий.

1) "Угадай где спрятался звук?" [С]

Сок, сук, сушка, сахар, маска, каска, коса, роса, рисунок, колос, голос, пылесос, соска.

2. "Услышь звук" [У]

Кукушка, петух, паук, сом, улитка, жук, суп, синица.

3. А теперь еще игра "Мяч скорее мне сюда!"

Подарю вам звуки я,

Вы вернете мне слова.

Ты подумай, милый друг,

Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом - мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А - автобус, У - улитка и т.д.)

С заданиями справились, Дюймовочка может отправляться в свою сказку. (Прикрепить картинку с изображением Дюймовочки на плакат.)

4. Сказка четвертая.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Дюймовочке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба, и выпила из каждого кубочка по капельке вина, - ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше.

Как называется сказка? ("Белоснежка и семь гномов" - Братья Гримм.)

Кто главный герой этой сказки? (Белоснежка.)

Для того, чтобы нам отправить Белоснежку в свою сказку, надо сделать зарядку.

Зарядка семи гномов

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Зарядку сделали хорошо, теперь можем поместить Белоснежку в ее сказку и отправляться дальше. (Карточку с изображением Белоснежки прикрепить на плакат.)

5. Сказка пятая.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Незнайка говорит:

Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Незнайка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком...

Как называется сказка? ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка" Русская народная сказка.)

Как звали главного героя сказки? (Иванушка.)

Для того, чтобы Иванушка попал в свою сказку, мы должны сделать анализ слова.

(Дети выкладывают фишки, обозначающие звуки на столе.)

Какие звуки мы называем гласными? (Мы их можем петь, воздух не встречает преграды при произнесении.)

А какие звуки мы называем согласными? (При произнесении которых воздух встречает преграду.)

Отгадайте загадку. (Картинка лисы.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса

Кто это? ... (Лиса.)

[л"] - согласный, мягкий.

[и] – гласный.

[с] - согласный, твердый.

[а] - гласный, ударный.

Сколько гласных звуков в слове? (2.)

Сколько слогов? (2.)

Поставим ударение. (Ударение падает на второй слог на гласный [а])

Сколько всего звуков? (4.) Сколько букв? (4.)

Молодцы, с заданием справились. Иванушка может отправляться в свою сказку . (Прикрепить карточку с изображением Иванушки на плакат.)

6. Сказка шестая.

Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! - сказал Иванушка . - Ты, брат, лопнешь от зависти, когда узнаешь.

А вот и не лопну, - ответил Гунька. - Очень мне нужно лопаться!

Лопнешь, лопнешь! - уверял его Иванушка . - Такая, брат, штука! Ты и во сне не видел.

Что же это за штука? - заинтересовался Гунька.

Скоро мы сделаем воздушный пузырь и полетим путешествовать.

Как называется сказка? ("Приключения Незнайки и его друзей", Николай Носов.)

Как зовут главного героя? (Незнайка.)

- Для того, чтобы Незнайка попал в свою сказку мы должны решить ребусы:

Преобразуйте слова в указанном порядке.

Замените первый звук в слове на звук [р]

КОЗЫ МУКА

Ребусы решили, Незнайка отправляться в свою сказку (Прикрепить карточку с

изображением Незнайки на плакат.)

III. Заключение.

Вот мы и помогли нашим героям вернуться в свои сказки. Для этого там пришлось выполнить несколько заданий.

Давайте вспомним, что мы делали?

За вашу помощь добрая волшебница Стелла поблагодарила вас и прислала подарки. (Вручить призы.)

Список литературы:

1. Гербова В.В., "Развитие речи в детском саду: Подготовка к школе, группа. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 г.

2. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. "Развитие речи 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. , - М.: Вентана - Граф, 2009

3. Н.В. Елкина, Т.И.Тарабарина, "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К0 ", 1988 г.

4. Новотворцева Н.В. "Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителй и педагогов", - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. В.В. Волина. "Занимательное азбуководение: Книга для учителя", - М.: Просвещение. 1991 г.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

    Развивать речь, внимание, мышление.

    Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Виктория Баранова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Цель : развивать у детей способности ориентироваться в фонетической стороне речи родного языка, постигая её закономерности.

Задачи :

1. Познакомить дошкольников с смыслоразличительной функцией звуков (гласные и согласные) . (Область «Познание» ).

2. Развивать умение проводить звуковой анализ слова из 4 звуков. (Область «Социализация» ).

3. С помощью художественного слова показать многообразие звуков родного языка. (Область «Чтение художественной литературы» ).

4. Продолжать привлекать внимание детей к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ, управлять этими движениями. (Область «Физическая культура» ).

5. Воспитывать умение сотрудничать со взрослым, друг с другом (Область «Коммуникация» ).

Материал : демонстрационный : картинка – схема «лиса» , по 2 фишки красного, серого, синего цветов. Игрушка лиса. Мяч. Картинки с изображением лука, мака.

Раздаточный : картинка – схема «лиса» , по 2 фишки красного, синего, серого цветов, красные и синие шары от бассейна сухого плавания.

Предварительная работа : чтение сказки «Путешествие по Звукограду» , анализ слов из трёх звуков, игры – упражнения для пальчиков и языка.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети, сегодня мы снова отправимся с вами в волшебную страну под названием «Звукоград» . С нами должен пойти туда лесной зверь, а кто? Отгадайте загадку.

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (У лисы) .

Что-то долго её нет. Пойдёмте за ней в лес. Чтобы найти лису, нужно правильно выполнить упражнения. Некоторые вам знакомы.

1. Однажды пальчики пошли в лес : топ-топ, топ-топ. (Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе : указательным и средним. Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз).

2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой (Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены. Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе).

3. На опушке – большое дерево. Вот его ствол. (Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряжённо тянется к носу).

4. Крона состоит из веток и листьев. (Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой» . Язык в позе чашечки).

5. А кто же под деревом? В темноте и не видно. (Дети приседают. Перебирают пальцами. Рот закрыт. Проводят языком за зубами вправо-влево).

А это наша лисичка.

Мы её забираем в страну «Звукоград» .

Вспомните, кто живёт в этой стране? (Звуки) . А какие звуки вы знаете?

Ребёнок читает :

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

Назовите гласные звуки. (Ответы детей) . Вот сейчас некоторые из них мы и споём.

Я буду дирижёром, вы - участниками хора. Сначала поют девочки звук «а» (Девочки поют звук с определённой протяжённостью пока воспитатель поднимает палочку вверх, при опускании – заканчивают петь. Мальчики поют звук «у» , затем снова девочки - «и» , мальчики – «ы» , все вместе – «э» ).

Остальные звуки споём следующий раз.

Лиса хочет попасть в волшебную страну, чтобы, узнать, сколько звуков и какие в её имени. Давайте ей поможем.

(Выставляет на доску схему – картинку «лиса» ).

Сколько окошечек в слове лиса? (Четыре) . Сколько звуков в слове? (Четыре) .

Мы знаем, что звуки бывают гласные и…. (не гласные) . Гласные звуки обозначаем фишками какого цвета? (Красного) . Не гласные? (Серого) .

Сейчас мы узнаем, из каких звуков состоит слово «лиса» . Какой первый звук? (Воспитатель произносит слово, стараясь произнести звук «л» протяжённо. Дети произносят аналогично) Гласный или не гласный? (Не гласный) . Какой фишкой закрываем первое окошко? (Серой) .

Назовите второй звук в слове «лиса» . (Протяжно произносят звук «и» ). Гласный или не гласный звук? (Гласный) . Какой фишкой закрываем второе окошко? (Красной) . (Аналогично разбирают звуки «с» , «а» ).

Мы с вами вспомнили, что есть гласные звуки и не гласные. А что же это за не гласные звуки?

Кроме гласных есть другие.

Вы не знаете какие?

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти!

Им преграды строят губы,

Щёки, язычок и зубы.

Все звуки, кроме гласных, называют согласными. Значит, какие бывают звуки? (Гласные и согласные) . Согласные звуки будем обозначать синей фишкой. Произнесите в слове «лиса» звук «л» . Легко произносится или трудно? (Трудно. Язычок упирается в зубы) . Замените серую фишку звука «л» на синюю. Звук «л» гласный или согласный? (Согласный) . У нас ещё серая фищка в слове лис-с-с-а. Какой выделен звук? («с» ). Произнесите его. Легко произносится? (Трудно. Язычок упирается в нижние зубы) . Значит, звук «с» гласный или согласный? (Согласный) . Меняем серую фишку на какую? (Синюю) . Сколько гласных звуков в слове «лиса» ? Сколько согласных? (Ответы детей) .

Дети, как вы думаете, наша гостья лиса узнала, сколько и каких звуков в её слове? (Узнала) . Я тоже с вами согласна. Мне кажется, она осталась довольна. А вы? Тогда давайте поиграем в игру «Будь внимательным» .

Дошкольники становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Педагог называет любой звук, бросает мяч ребёнку, тот определяет его – гласный он или согласный. Ошибки помогают исправить и другие дети.

А вы знаете, с какого звука начинаются ваши имена – гласного или согласного звука? Постарайтесь это сделать с помощью синего и красного шаров. Например, в слове Паша, первый звук «п» согласный, я беру синий шар, Ася, - первый звук «а» гласный, беру красный шар.

Игра детей, оказание помощи.

Сегодня мы с вами узнали, что звуков в нашей речи много- одни гласные, другие согласные. Эти звуки мы произносим голосом. А есть звуки, которые мы не произносим, но можем услышать. Давайте поиграем в вашу любимую игру «Звуки нашей группы » .

Дети закрывают глаза, воспитатель производит определённые действия с предметами : сминает бумагу, переливает воду из одного сосуда в другой, ударяет в барабан, стучит о стеклянный сосуд, ударяет мячом о пол.

Воспитанники называют действия предметов. (Льётся вода, сминается бумага и т. д.) .

Как вы думаете, где живут эти звуки? (В самом предмете) .

Звуки все произносятся по- разному. А как – послушайте стихотворение. Кто хочет, помогайте мне.

Много звуков есть на свете :

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

К клокочет, (дети повторяют все такие фразы, Г гогочет,

Х хохочет, Р рычит,

Щ щекочет, Ч чихает,

Д долбит, Т тарахтит.

П пыхтит, Б бубнит,

В ворчит, Ф фырчит,

С свистит, З звенит,

Ш шуршит, Ж жужжит.

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются.

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

О чём мы с вами узнали, побывав в «Звукограде» ? (Звуки бывают гласные и не гласные. Их много. Они живут во всех словах. И вокруг нас. Произносятся по-разному).

В следующий раз, когда мы снова попадём в волшебную страну, я расскажу вам удивительную историю о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые и живут они на разных улицах.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной итоговой ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в старшей группе Цели: Обобщить знания детей, полученные в течение учебного года. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных, сложные.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Образовательная область: «Коммуникация». Интеграция с образовательными областями: «Социализация». «Познание». «Здоровье». Программные.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.