Расписные веера. Европейский вариант. Складной веер "Корзина Моисея в камышах"


Всего 63 фото

Может показаться странным, что о веере как об искусстве, пишет представитель мужской части населения. Наверное, это бы и было необычным, если бы я рассматривал здесь веер просто как женский аксессуар. Однако, нет - выставка «Веер как искусство» сильно заинтересовала меня, поскольку сам по себе веер является не только «технической составляющей» и частью шарма женщины, но и сейчас, уже практически вполне, стал великим символом ее очарования, глубины женской красоты, основой выражения ее чувств и страстей, что не передать обычным человеческим языком. Женщина, что держит в руках веер или просто смотрит на него, плавно в своих ощущениях погружается в глубины коллективного бессознательного женских тайн, страстей, искушений и трепетных желаний. Вот почему мне было крайне интересно побывать на этой выставке, и уловить этот нежный аромат женской души, что так волнительно пронзает Время...

Выставка проходила в дворцовом павильоне заповедника Коломенское. Это небольшое изящное строение кажется совсем небольшим, однако войдя внутрь это ощущение мгновенно исчезает...
02.

Выставка оформлена как место, где как будто проводятся пышные светские приемы и оно, несмотря на всю свою камерность, вызывает ощущение бального зала. Цвет бордо доминирует в интерьере и вызывает трепещущие чувства волнительного искушения и жгучих тайн…
03.

Когда то веер использовался просто как предмет для «навевания прохлады», но с течением времени он приобрел и другие символические функции - был атрибутом власти и оружием на Востоке, на Западе его преподносили в качестве дорогого дипломатического подарка, в качестве приданого невесты… Веер всегда отражал стиль, моду, уклад жизни и философию своего времени и стал настоящим «зеркалом истории».

В каждой стране оформление веера несло и проявляло в себе национальные черты. Веер всегда имел свое название (имя, сюжет) и занимал особое место как атрибут истинно светской жизни. Он становится непременным дополнением к парадному и бальному дамскому туалету и всегда выполнялся на высоком художественном уровне с использованием чеканки резьбы, эмалирования. Основа веера - станок, изготавливалась из ценных материалов - слоновой кости, перламутра, металлов и отделывалась ценными и поделочными камнями. Экраны вееров делали из бумаги, шелка, кружев, газа, атласа и украшали бисером, блестками и художественными росписями. Невероятный шик веерам придавали использовавшиеся для их изготовления страусиные перья.


Большинство из выставленных в экспозиции вееров периода XVIII-XX вв. относятся к двум основным типам: веер-плие - веер с плиссированным экраном и жестким остовом и веер-бризе - складной веер, состоящий только из твердых пластин. Также мы увидим и более редкие веера-кокарды и веера-экраны. Родина вееров - Франция, Англия, Италия, Испания, Германия, Россия, Китай и большинство из них изготавливались известными мастерами и художниками именитых веерных мастерских.
05.

И, конечно, нельзя не сказать о «языке веера» - секретном коде кавалеров и дам. Похоже, родился он в Испании, где придворный этикет был настолько строг, что кабальеро кроме редких мгновений не мог говорить с возлюбленной о своих чувствах, кроме как жестами и тайными знаками. Веер как нельзя лучше подошел для этой роли - вот так и начал складываться целый мир чувственного общения и изысканного флирта полного намеков и тайн…


А ведь знаете, за каждым таким экспонатом стоят призраки женских судеб, дерзких мечтаний, глубоких разочарований, очарований, трепета, волнительных вибраций любви и жгучего искушения. Веер по своей сути является сильнейшим артефактом, несущим чувства и ощущения своей бывшей хозяйки. Этим то он и заинтересовал меня. Что же я почувствую и узнаю сегодня, очень любопытно!?... Однако, не буду особо останавливаться на каждом экспонате и пытаться рассказывать, что же я ощущаю насчет него - будет лучше, если вы легко расслабитесь, отпустите сознание блуждать и, просто пройдете вместе со мной по этой изящной и восхитительной камерной выставке, ведущей к Мечте…

Веер "Танцующая пара". Россия или Франция, 1890-е. Цевка, шелковая ткань, кружево; роспись акварелью и гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
07.

Веер-бризе. Западная Европа. Первая четверть XX века. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
08.


09.

Парные веера-экраны «Мужчина в готическом соборе» и Женщина в готическом соборе». Англия. Первая половина XIX века. Дерево; роспись, лак, токарная работа. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
10.

Веер cockade (веер-кокарда). Западная Европа. Вторая половина XIX века. Слоновая кость, дерево, ткань; полировка, резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
11.

Веер-бризе «Два таксы и кот». Германия. Около 1915 года. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
12.

Веер-экран. Италия. Последняя четверть XVIII века. Слоновая кость, картон, канва, муар, шнур из металлических нитей; токарная работа, рельефная резьба, вышивка гладью, аппликация. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
13.

Веер-кокарда «BONBONS». Франция. Начало XX века. Картон, бумага, чинц: тиснение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.

Детский веер. Франция. 1920-е годы. Целлулоид, перья птиц; Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.


Веер «Пасторальная сцена». Франция 1880-е годы. Художник Пилон Делаво (Pilon Delavolt). Перламутр, бумага, куриная кожа, стразы; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
15.

Веер «Кружевные цветы». Россия. 1900-е годы. Перламутр, газ, механическое кружево, блестки: полировка, роспись гуашью, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
16.

Веер-плие «Галантная сцена». Санкт-Петербург. Начало 1900-х. Фирма «Александр». Перламутр, фольга, металл, шелковый газ, металлические нити, блестки; резьба, гравировка, золочение, темпера, вышивка. МГОМЗ (Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник Коломенское).
17.

Веер pliant «Перья белого страуса и марабу» с перламутровым остовом. Западная Европа. 1890-е годы. Перламутр, металл, перья белого страуса и марабу; полировка. МГОМЗ.
18.

Веер «Цветущие ветви». Россия. Конец 1880-х. Перламутр, атлас, подкладный шелк; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
19.

Веер неоампирный с блестками. Франция. 1900-е годы. Неизвестная мастерская. Рог, газ, блестки, фольга; резьба, гравировка, золочение, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
20.

Веер-плие «Девушка с кувшином». Франция 1890-е годы. Веерный мастер Жеслен (Geslin). Перламутр, кость, газ, кружево; резьба, роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
21.

Веер-плие с экраном вышитым гладью. Австрия. Конец 1880-х. Золотистый перламутр, атлас, подкладочный шелк; вышивка гладью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
22.

Веер «Семейная сцена». Франция. Конец 1890-х. Перламутр, кружево, шелк; резьба, золочение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
23.

Веер с экраном из «русского» кружева. Россия. Конец XIX - начало XX-го веков. Черепаха, кружево; полировка, плетение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
24.

Веер «Белый шиповник». Франция. 1900-е годы. Перламутр, кость, газ, кружево; роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
25.

Веер «Галантное общество в парке». Франция. 1940-е годы. Рог, бумага; гравировка, инкрустация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
26.


27.

Веер с экраном из тесненной бумаги. Франция. 1840-1850-е годы. Рог, бумаг; резьба, аппликация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
28.

Веер «Пастораль». Франция. 1840-1850-е годы.
29.

Веер-бризе «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Нидерланды. 1720-е годы. Слоновая кость; роспись, лак. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
30.


31.

Веер резной. Китай. Кантон. Конец XVIII века. Слоновая кость; резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
32.

Веер-бризе «Виноград». Россия. 1870-1880-е годы. Слоновая кость; рельефная резьба, полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
33.

Веер-бризе «Фиалки и незабудки». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, роспись маслом. МГОМЗ.


Веер «Гирлянда цветов». Австрия. 1860-е годы. Кость, бумага; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
35.

Веер-бризе «Амур играющий на флейте». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, резьба. МГОМЗ.
36.

Веер «Аллегория сватовства великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе». Франция, Германия. 1760-1770-е годы. Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
37.

Веер «Детские сцены». Германия, Франция. 1895 год. Фирма Дювельруа. Художник Г.Шёбель (G.Schbel). Австралийский перламутр, слоновая кость, шелк; резьба, золочение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
38.

Веера. Выставка "Веер как Искусство" в Коломенском. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
39.

Веер с экраном вышитым блестками. Франция. 1900-е годы. Кость домашних животных, шелк, тюль, блестки; гравировки, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
40.

Веер «Гирлянды цветов и птицы». Франция. 1890-е годы. Кость домашних животных, газ, механическое кружево; полировка, резьба, роспись гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
41.

Веер «Прогулка». Западная Европа. Конец 1890-х. Кость, шелковое полотно; резьба, бронзировка, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
42.

Веер с экраном из механического кружева. Франция или Бельгия. 1890-е годы. Кость, кружево, шелковый газ; резьба, инкрустация, вышивка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
43.

Веер детский. Россия. 1900-е годы. Кость, газ; инкрустация, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
44.

Веер «Розы и незабудки». Вена. 1890-е. Мастерская Грюнбаума. Атлас, кость, роспись, гравировка, резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
45.

Веер-плие «Птичье гнездо на цветущей ветке». Франция. Около 1895 года. Дерево, перламутр, металл, шелковый газ; резьба, тиснение, гуашь. МГОМЗ.
46.

Веер-плие «Материнство». Париж. 1850-е годы. Художник А.Ciroux. Рош, фольга, перламутр, бумага; резьба, гравировка, раскрашенная литография, акварель, гуашь, сепия. МГОМЗ.
54.

Веер-плие «Встреча Вооза и Руфи». Нидерланды. Около 1750 г. Слоновая кость, перламутр, металл, кожа; резьба, гравировка, инкрустация, золочение, полихромная роспись, белила, темпера. МГОМЗ.
55.

Веер-плие «Суд Париса». Англия. 1780-е годы. Слоновая кость, металл, бумага; резьба, гравировка, золочение, гуашь. МГОМЗ.
56.
63.

У меня выставка оставила самые позитивные и легкие впечатления и чувства. Мне повезло - в выставочном пространстве практически никого не было и, я мог полностью насладиться как этими чудными воздушными экспонатами, так и ощущениями, что они навевали. Удивительно, но каждый веер хотел раскрыться и, что-то прошептать о своей истории и судьбе его хозяйки. Одни веера вызывали смутные волны восторга и нежности, другие заставляли бессознательно насторожиться - иногда сквозь волны благоухания форм и оттенков прорывались рваные клочья притворства и тонкой жестокости… В общем, каждый здесь может найти что-то свое, то, что ему ближе, то, что захочет рассказать ему его душа. Именно поэтому мы ходим на выставки и в музеи, чтобы дать возможность узнать о себе то, что совсем не осознаем и, что рвется изнутри нашей обыденности раскрыть свои крылья и взлететь…

Прекрасные веера

Нашла в и-нете потрясающую коллекцию вееров,мимо которой не смогла пройти)Делюсь с вами)Для всех любителей красоты даю ссылку на галерею,в которой представлено огромное количество вееров 18-20 веков на любой вкус.Я помещаю сюда лишь некоторые из них,наиболее мне понравившиеся)

Веера восемнадцатого века

Складной веер "Корзина Моисея в камышах"

Англия, около 1710/20

Пластины этого веера чередуюся черепахового и белого перламутра. Это был единственный способ использовать очень хрупкий материал радужной оболочки в производстве предметов. Гофрированный внутренний стержнень из слоновой кости украшают орнаменты золотых цветов. В центре в окружении деревьев изображена сцена из Библии.

Складной веер "Крещение Иисуса"

Нидерланды, 1740

Веер выполнен в типичных для голландии голубых и зеленоватых тонах. На нем изображено крещения Иисуса Иоанном в Иордане. Святой Дух витает, как голубь,на небе. Сцена окружена деревьями и замок на заднем плане.Детали выполнены из слоновой кости

Складной веер "пикник в деревне"

Голландия или Германия (?) В 1760/70

Тонкие стержни веера покрыты сусальным золотом и окрашены в цветочные узоры. В нижней части Deckstab также другие стержни росписаны цветами. На рисунке изображено придворное общество, которое появилось в сельской местности, на пикник.

Складной веер "Святое семейство"

Англия, 1780

Полихромная окраска, в середине изображение Иосифа и Марии, и сына Иисуса Святое семейство "в настоящее время" на обратном пути в Назарет, откуда оно бежала в Египет, чтобы избежать детоубийство Ирода. Только после его смерти, они могут чувствовать себя в безопасности там снова. Цель их пути уже видна в нежных красках.Палочки веера из слоновой кости палочки украшены резным орнаментом в виде китайской пагоды.

Складной веер "Четыре времени года"

Франция в 1775/80

Изготовлен французскими подданными времен Людовика XVI. Веер разделен на четыре области, которые представляют четыре времени года. Весна символизирует леди на фоне зеленого пейзажа, Осенью изображена молодым человеком, окруженным виноградниками.На правой области старый человека и херувим с дровами для костра. Четыре сцены окружены каркасом,в пространствах между ними изображены музыкальные инструмены, посуда, и кувшин с вином. Три монографии над каждым расшиты блестками

Складной веер "Влюблённые в парке"

Франция, 1780

Прекрасный веер в стиле рококо с лезвием из твердого шелка. Фон для трех патронов полихромен написан последовательным затенением тонкими продольными и вертикальными полосами, которые выполнены в гармонии с разбросанными цветами и бесчисленными крошечными блестками и тонкими узорами орнамента. На веере изображены фигурные сцены свиданий юного воздыхателя со своей дамой сердца

Складной веер "танцующий"

Северная Франция (?), 1780

Фламандский веер состоит из нескольких симметрично расположенных патронов различной формы и размеров, которые частично перекрываются. Основная сцена изображает компанию музыкантов, один играет на волынке другой на флейте танцорам.

Веера девятнадцатого века

Складной веер ("а-ля Cathédrale")

Франция, 1830

Тонкие стержни украшены равномерно симметричными узорами и розетками, которые были дополнительно подчеркнуты золотой краской. Широкое панно изображает сельскую идиллию в вечерних сумерках.

Складной веер "Евфросиния и Апполон"
Франция, 1830

На веере с обеих сторон изображены мифологические фигуры. Только контуры заранее отпечатанны лица расписанны вручную. Сцена разыгрывается на фоне романтического пейзажа реки. На рок муза Каллиопа сидит с доски, Жемчужина баров были выгравированы с обеих сторон в виде цветочных лоз, рогов изобилия, гирлянды и любви алтари в сопровождении золотым напылением, украшенные две крошечные цветочные вазы.

Складной веер "бой быков в честь Изабеллы II"

Испания, 1850

На веере изображён последний бой Спирс, который состоялся на площади Пласа Майор в Мадриде, на празднование свадьбы королевы Изабеллы II (1830-1904) и князя Франсиско де Асис де Бурбон (1822-1902) в 1846 году.

Складной веер "Моисей добывает воду из скалы"

Испания, в середине 19-го Век

На переднем плане изображена сцена из библии, а именно история Моисея из Ветхого Завета. Моисей ударяет Богом стержня о скалу,в результате чего образуетсы источник. Таким образом ему удается спасти свой народ от смертельной жажды.

Складной веер "мексиканский "

Испания (для южноамериканского рынка) в 1850/60

Очень необычный веер.его стержни очень длинные по сравнению с узким "листом" .Веера такого рода часто называют "мексиканские фаны", потому что они были созданы в основном на экспорт в Южную Америку, Мексику т.д.. На листе изображены многочисленные группы людей в платьях стиля рококо.

Складной веер "благородных пары"

Франция (?) Или Испании 1850/60

Ручная роспись листа показывает аристократическое общество, отдыхающее в парке

Складной веер "проситель до Сент-Луиса "

Испания и Франция (на испанском рынке) в 1850/60

Невероятно тяжелый и замысловатый веер, который пояаился, вероятно, во Франции,а затем экспортировался в Испанию. Перламутровые палочки украшены сложной листвой и снабжены большим количеством золота. Ручная раскраска печати показывает, открытый суд. Во главе его находится Луи IX. король Франции

Складной веер "в парке развлечений"

Англии или Испании (?), Mid-19 Век

Очень полихромных фанат середины 19-го Века, чьи литографии изображают придворное общество рококо в парке.

Складной веер " Общество рококо на террасе"

Франция (?) В 1850/60

Этот слишком идеализированный образ очень четко показывает, преобладающие вкус середине 19-го Века, в котором в моду вернулся стиль рококо. Литографическиа полихромная сцена была окрашена вручную. На обратной стороне в центре ручная роспись итальянский архитектурный дизайн ландшафта окруженного цветами. Перламутровые палочки украшены цветочными мотивами в золотой оправе, с двумя стержнями образуют непрерывный орнамент.

Складной веер "Влюблённые"

Франция, 1860

В работе показан, идеализированный вежливый человек всельской местности. На переднем плане, три пары можно увидеть, но и средних, вися ангелы увенчается цветочные гирлянды. За этим две дамы и два путти с круглым столом камень и цветок корзины. На заднем плане есть еще один человек украшения. Частично золоченом жемчужина палочки в трех кривых и свитки цветочных завитков оформлена разделить картриджи, которые были сданы на хранение тончайший перламутр.

Складной веер

Франция (для английского рынка), 1880

В середине листа, четыре женщины и один мужчина с завязанными глазами одеты в одежды стиля рококо, играют в жмурки-весьма популярная игра того времени. Три выступления обрамлены орнаментом в виде гирлянд, свитков и других украшений.

Веера на рубеже веков

Складной веер Франции 1895/1900

Складной веер (календарный) США, 1899

Складной веер Австрия (?), 1900

Складной веер Франция, около 1905

(с)полная галерея разных вееров находится


Написано

Хотите прекрасного? Их есть у нас!
В музее-заповеднике «Коломенское» сейчас проходит не только выставка, демонстрирующая моду Петербурга XIX-XX веков, но и не менее прекрасная выставка «Веер как искусство» . Вместе они прекрасно дополняют друг друга. Так что не пропустите.
Представленная экспозиция позволяет проследить искусство веера конца XVIII - начала XX вв. на примере вееров, изготовленных из кости и перламутра. Это ещё не экспонировавшаяся часть коллекции музея «Искусство веера» из Санкт-Петербурга и предметы из коллекции музея-заповедника «Коломенское».

Общий вид зала.


Веер, как предмет обеспечения комфортного быта человека, известен не одну тысячу лет. Именно как инструмент для навевания прохлады он впервые письменно упоминается в конце II в. до н. э., во времена Чжоуской династии в Китае. Тогда веер по конструкции напоминал флажок. Экран был прикреплён к рукоятке, и движение воздуха возникало при движении экрана вокруг ручки. Позднее этот тип веера вышел из обихода. Вместо него распространение получили другие виды, которые существуют до сегодняшнего дня.
Благодаря развитию дипломатических отношений и торговле веера проникли на территорию Европы. Первоначально, в качестве подарков, они имели хождение только среди правителей и придворной элиты. Самый ранний документ, свидетельствующий об использовании веера в Европе, датируется XII веком. Со временем веера стали модным аксессуаром, а затем и незаменимым предметом женского костюма. А своего наивысшего рассвета веерное искусство достигло в XVIII веке. В этот период во многих европейских странах появляются веерные мануфактуры, например, в Нидерландах, Испании, Англии, где в 1709 году была основана «Почтенная компания производителей вееров», которая существует до сегодняшнего дня.
В России же «веерный бум» наступает в годы царствование Елизаветы Петровны. Именно в период её правления, в 1751 году, была основана первая веерная фабрика.
На выставке в большей части представлены веера двух видов - плие (от французского слова le pli - складка) и бризе (от французского brise - разбитый, сломанный, т.е. не цельный, а состоящий из отдельных элементов). Оба вида вееров складные.
Веер плие состоит из станка, изготовленного из твёрдого материала (кости, дерева, панциря черепахи, перламутра) и экрана из ткани, бумаги или пергамента. Причём крайние пластины станка или гарды, как их часто называют, делались более толстыми и массивными для большей прочности столь хрупкого предмета как веер. Веер же бризе представляет собой конструкцию, полностью выполненную из твёрдого материала. Пластины соединялись в верхней части ниткой или лентой.

Классический представитель веера-плие, который можно увидеть на выставке:


Веер-плие «Игра в бадминтон».
Слоновая кость, металл, коленкор; резьбы, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. Длина 26 см, количество пластин 16+2. Художник Э. Лопес (E. Lopez(?). Испания, 1870-е. МГОМЗ.


Остов веера собран из толстых пластин слоновой кости, украшенных сквозной резьбой с гравировкой, тонированных бронзовой краской. В узоре резьбы - растительные и цветочные побеги в форме медальонов. Двусторонний экран из коленкора расписан гуашью и золотой краской. На лицевой стороне изображены галантные дамы и кавалеры в костюмах конца XVIII века. Одна из пар играет в бадминтон на фоне парка с античными колоннами, у озера в обрамлении растительных завитков. На оборотной стороне - одинокий замок в обрамлении дерева, цветов, трав и растительных завитков.
Брутальный характер росписи, тёмная цветовая гамма, грубый характер резьбы, использование бронзовой краски позволяют соотнести веер с образцами веерной продукции испанской работы 1870-х годов, выполненных в стиле «историзм». Веера с росписями типа: «Игра в бадминтон», «Карточная игра», «Катание на лодках» были модными во второй половине XIX века. Костюмы персонажей расписывались под галантный век.

Ещё один веер-плие, демонстрируемый на выставке обладает интересной историей.


Веер «Аллегория сватовства Великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе».
Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Длинна оправы - 30 см, высота экрана - 13,5 см, ширина экрана - 55 см. Количество пластин оправы 25. Франция, Германия, 1760-е - 1770-е.


Можно предположить, что рассматриваемый веер, был создан в память о сватовстве, ставшем знаменитым событием в истории Гессен-Дармштадского дома. У ландграфини Каролины было пять дочерей, и они, возможно, являются персонажами росписи. Три дочери, приехавшие в Россию, находятся в центре композиции, а две, оставленные дома, показаны с правой стороны, чуть поодаль. На переднем плане, выделенная из общего ряда, изображена движущаяся к ним римская богиня мудрости, искусств и ремёсел Минерва; с её атрибутами принято было изображать выдающихся женщин, активно участвовавших в политической жизни, покровительствовавших науке и искусству, в том числе Екатерину II. С другой стороны от трона изображён мужчина в условно переданном «русском» платье. Этот персонаж служит для уточнения смысла аллегории. Сочетание на едином поле представителя России и римской богини можно объяснить тем, что в её образе представлена русская императрица. Тема помолвки получает развитие на оборотной стороне экрана, где молодой воин (юноша с копьём в руке) склоняется в поклоне перед дамой в костюме, повторяющем костюм женщины на лицевой стороне.
Данный веер считается мемориальным экспонатом, поскольку он принадлежал Гессен-Дармштадскому семейству, вначале - ландграфине Каролине, а после её смерти в 1774 году мог быть передан её дочери Амалии, которая в 1775 году вышла замуж за своего двоюродного брата Карла Людвига Баденского и переехала в замок Гертринген, где веер хранился продолжительное время.

Второй тип раскладного веера, как вы помните, веер-бризе. И вот один из его представителей:

Веер-бризе «Розы и цветущая вишня».
Слоновая кость, шёлковая лента, металлические нити; полировка, роспись маслом, плетение. Длина 24 см, количество пластин 15+2. Германия, 1870-е. МГОМЗ.


Этот веер собран из гладких пластин слоновой кости, закруглённых по верхнему краю, декорированных на лицевой стороне росписью маслом в виде крупных роз и веток цветущей вишни. Соединительная лента из розового шёлка. Кисть - из металлических нитей с плетёной ворворкой и четырьмя картулинами в виде шариков.
Во второй половине XIX века в моду вошли веера-бризе, выполненные из слоновой и моржовой кости. Большой популярностью пользовались веера-бризе работы немецких резчиков, украшенные цветочной росписью.

Кроме вееров бризе и плие есть на выставке и другие модели, не менее красивые. Например вот такой веер типа «пальметт» (palmette):

Веер «Гирлянда цветов».
Кость, бумага; резьба, роспись. Длина оправы - 27 см, высота экрана - 14 см, максимальный размер в раскрытом положении - 50 см. Австрия, 1860-е. Музей «Искусство веера».


Этот веер в оправе из кости домашних животных, обработанных в технике ажурной резьбы. Каждая пластина завершена фигурным медальоном из бумаги. Экран, состоящий из находящих друг на друга медальонов, украшен декоративной живописью с изображением гирлянды садовых цветов. По краям выполнен золочёный орнамент в стиле рококо.
Веера такого типа вошла в моду в 1840-х годах. Вначале их производили венские веерные мастера, затем новую модель переняли в других странах. Они не пользовались таким стабильным спросом, как веера с цельными экранами, но в небольших количествах их выпускали вплоть до 1920-х годов. Парижские веера-пальметт в 1840-60-х годах обычно украшали литографиями с изображением жанровых сцен, в то время как в росписи австрийских вееров предпочтение отдавалось именно цветочным орнаментам, что мы и можем наблюдать на данном экземпляре.

Отвлекаясь от описаний, покажу просто некоторое количество фотографий понравившихся мне вееров. Например, невозможно было не обратить внимание на вот такие парные веера экраны:

«Мужчина в готическом соборе».

«Женщина в готическом соборе».
Дерево; роспись, лак, токарная работа. Англия, первая половина XIX века. Музей «Искусств веера».


Или на эти 9 пластин от веера:

Портрет императрицы Марии Фёдоровны

У веера в России своя история. В XVII веке появляются в описях имущества русских цариц упоминания о веерах. В то время, веера были или западного производства или восточного. Веера были двух видов: «опахала» — делали из страусовых перьев, и «сгибной» — из атласа, лайки или пергамента. Во времена Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, появилась первая мастерская в Оружейной палате, где стали изготавливать веера для царицы Натальи Кирилловны, из черных страусовых перьев с яшмовым основанием, с золотом и инкрустацией драгоценными камнями. Некоторые источники свидетельствуют о бытовании складных вееров («опахало харатейное загибное»), но популярность их возросла только в эпоху Петра I, после царских указов об обязательном ношении «немецкого» платья.

Вигилиус Эриксен Портрет Екатерины II перед зеркалом

Первая мануфактура, производившая веера была основана во времена Елизаветы Петровны в 1751 году в Москве. Выпускали там до ста дюжин вееров в год: «печатные», «живописные резные на костях», «турецкие», «французские», «большие теневые на деревянных костях». Мануфактура производила настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства по индивидуальным заказам императрицы и аристократии. Веера украшали золотом, рубинами, бриллиантами, изумрудами.

Портрет купчихи. XVIII в

Георг Гроот. Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны.

Во времена Екатерины II, веера в России были наиболее востребованы. Они были неотъемлемой

Константин Маковский Портрет Марии Михайловны Волконской

частью не только придворного туалета, но и туалета любой дамы той эпохи. Вспомним, что веером тогда пользовались не только по его прямому назначению – навевать прохладу на лицо, но и для создания тайных сообщений ). Также выпускались памятные веера, посвященные тому или иному знаменательному событию, например граф Орлов-Чесменский заказал для Екатерины II веер, изготовленный по случаю победы русского флота, над турецким в Чесменской бухте в 1770 году.

Веер с портретами Александра III и его детей Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886

В XIX веке веера не утратили своей популярности, теперь веер проникает в среду мещан, купечества и духовенства. В российском журнале «Модный магазин» от 1862 года, сообщалась, что современницам совершенно необходимо иметь при себе несколько вееров: один для театра, другой для встреч за обедом, третий для бала, веер летний, веер вечерний, веер траурный и.т.д. У юной девушки веер не должен быть похож на веер зрелой дамы, а веер бабушки должен отличаться от веера молодой матери.

Свадьба в Торпце Россия 1780 г.

К.П. Брюллов. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой 1841.

Красивейшие образцы веерного искусства начинаю коллекционировать. До нас дошли некоторые экземпляры

Великая княгиня Александра Петровна

вееров из коллекции графов Шуваловых, графа Разумовского А.К. , графа Шереметьева Н.П., семьи Мусиных-Пушкиных (к сожалению, многие предметы из частных и государственных коллекций были распроданы после Революции 1917 года) Самой известной коллекцией вееров на сегодняшний день является коллекция, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, ныне часть этой коллекции храниться в Эрмитаже.

В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.