Можно ли мусульманскую могилу восстановить каменную ограду. Полумесяц на памятнике: значение, примеры

Каждая религия проповедует свое собственное отношение к смерти, соответственно, обычаи и ритуалы проводов умерших и их похорон в каждой вере разные. Мусульманская религия не стала исключением. Она имеет достаточно строгие правила захоронения усопших, а к мусульманским памятникам выдвигаются определенные требования. Что дозволяется устанавливать на могилах мусульман, что можно изображать на их памятниках, а что строго запрещается Кораном и шариатом, рассмотрим в нашей статье. Для наглядного примера приведем несколько фото мусульманских памятников.

Отношение мусульман к смерти

Прежде всего, стоит знать, что в исламской религии имеется свое понимание смерти. Для мусульманина его кончина не является чем-то страшным, и она не может быть неожиданной. Людьми этой религии смерть воспринимается как неизбежное явление, и в большинстве своем они относятся к ней фаталистически. Считается, что хороший мусульманин, который при жизни принадлежал Аллаху, после смерти возвращается к нему. Сожалеть по этому поводу запрещается.

Мусульманские похороны должны проходить скромно и сдержанно. В отличие от христиан, у мусульман не принято открыто скорбеть и громко плакать. Лить слезы по умершим позволяется только женщинам и детям. Поскольку после смерти усопший попадает к Аллаху и ему даруется благоденствие, писать на мусульманских памятниках печальные слова о кончине умершего, сожаления и обещания долго скорбеть по нему запрещено.

Скромность, лишенная всяческих богатых излишеств

Практически все люди, придерживающиеся христианской религии, считают долгом чести возвести своим родным и близким людям могилы с достойными памятниками. Они воздвигают на могилах огромные гранитные сооружения, монументы, могут устанавливать статуи в виде ангелов и самого покойного. В плиты монтируются огромные вазы для цветов, возле могил устанавливаются шикарные ограды и прочие сооружения, на которые у родственников хватает фантазии и, конечно же, материальных средств.

Люди считают, что, тратя огромные деньги на возведение шикарных памятников, они выражают свою любовь к умершему человеку, демонстрируют, насколько он был для них важен и как сильно они его ценят. Мусульмане же считают, что уважение к умершему нужно проявлять в молитвах о нем, но никак не шикарным монументом, воздвигнутым на могиле. Мусульманский памятник на кладбище должен выглядеть скромно, без излишеств и пафоса. У него есть только одна функция - обозначить, что в этом месте захоронен человек.

Традиция обозначать место захоронения берет свое начало в одном из хадисов. В нем сказано, что после смерти Усмана ибн Мазуна Пророк поставил на место его захоронения камень и сказал, что теперь он будет знать, где находится могила брата. Также Кораном запрещено наступать ногами на могилы и места захоронения мусульман. Соответственно, памятники помогают обозначить эти места.

Допустимые текстовые гравировки

Согласно одной из версий, Пророк запретил присоединять могилы мусульман к чему-либо, что-то над ними надстраивать, а также покрывать их штукатуркой. Из этого следует, что писать надписи на мусульманских памятниках также нельзя. Некоторые ученые считают, что эти слова о надписях стоит воспринимать не как запрет, а как крайне нежелательное действие. Если, к примеру, могила принадлежит известному деятелю, праведнику или ученному, то обозначение на могиле его имени будет считаться добрым делом.

На могилах же простых мусульман разрешается указывать имя умерших только для их обозначения. Написание даты смерти является нежелательным (макрух), но дозволяется.

Спорным является и вопрос о том, можно ли украшать могилы надписями из Корана или гравировать на них слова Пророка. В последнее время такие гравировки на мусульманских кладбищах встречаются очень часто. Но если обратиться к истории, становится понятно, что это харам (грех). Согласно одному из хадисов, гравировать слова Пророка, суры и аяты Корана нельзя, поскольку с течением времени могилы могут сровняться с землей и по ним будут ходить ногами. Слова Пророка, таким образом, могут быть осквернены.

Чего не должно быть на мусульманских памятниках и могилах

Могила настоящего мусульманина должна быть скромной. На памятнике не должно быть надписей о скорби родственников и близких. Размещать фотографию умершего на памятнике также не стоит.

На могиле категорически не дозволяется строить склепы, мавзолеи и гробницы. Шариат запрещает возводить слишком красивые и демонстрирующие богатство родственников памятники. Считается, что разные памятники и пышно украшенные могилы могут стать причиной ссор между умершими. Это будет мешать им наслаждаться дарованным Аллахом благоденствием после смерти.

Уже долгое время мечеть разрешает не только писать на памятниках имя умершего и дату его кончины, сейчас позволяется указывать некоторые символы. На мужских памятниках можно изображать полумесяц, а на женских - цветы (их количество означает количество детей). Фото мусульманских памятников на могилу с такими символами приведены в статье.

Форма памятника и материалы, из которого их изготавливают

Мусульманские памятники на кладбище, фото которых можно увидеть в статье, сооружают, как правило, из мрамора или гранита. Часто их изготавливают в форме своеобразного арочного сооружения, которое вверху напоминает купол. Иногда верхушку памятника делают в виде купола мечети или же в виде минарета.

В какую сторону должен быть обращен памятник

Вопрос о том, в какую сторону должен смотреть памятник, для мусульман является принципиально важным. Могилу нужно сооружать таким образом, чтобы была возможность расположить в ней умершего лицом в сторону Мекки. Эту традицию категорически нельзя нарушать, и мечеть относится к ее соблюдению предельно строго.

Соответственно, и памятник устанавливается только лицевой стороной к востоку. По этой причине на все памятники обращены только в одну сторону. Проходя по этим кладбищам, очень легко определить направление. Восточная сторона всегда находится там, куда обращены лицевой стороной все сооружения на могилах.

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

По традиции, присущей любой религии, человек, ушедший из жизни, должен быть похоронен с соблюдением особых правил. Одним из этих правил является обустройство места последнего пребывания человека – мемориального комплекса. Обычно в мемориальном комплексе устанавливается сначала деревянный крест, а потом уже и памятник. Такой порядок соблюдается для того, чтобы улеглась земля и памятник простоял долгие годы. Мусульманские памятники не являются исключением из этого правила.

Мусульманские надгробия и памятники имеют ряд отличий от привычных нам христианских памятников. Это связано прежде всего с тем, что похоронный обряд по религии мусульман должен проходить в строгом соответствиями с нормами Шариата, а любое отступление от него будет считаться тяжелым грехом. Так, согласно правилам этой религии, могила умершего должна быть засыпана землей особым образом: она должна возвышаться на четыре пальца. Кроме того, каждый мусульманин, который проходит мимо могилы, должен читать суру из Корана, глядя на то, как расположены могилы на мусульманском кладбище.
Именно поэтому лицевые стороны на мусульманских надгробных памятниках строго обращены на Восток. Сам же обелиск может иметь арочную форму, а также он может напоминать своими очертаниями силуэт купола или мусульманской мечети, быть похожим на круглый столб. В любом случае такой памятник должен быть скромным и простым: соблюдения этого правила требует сама религия.

Мусульманские памятники

Мусульманские надгробия могут содержать фото умершего, а также они обязательно должны оформляться сурами из священного Корана, которые должны быть выполнены арабской вязью. Несмотря на то, что раньше были не приемлемы портреты и изображения животных, сейчас мечеть разрешает помещать их на памятники. Только приверженцы старых традиций до сих пор не одобряют на памятниках ничего, кроме оформления с помощью сур.
Современные исламские памятники изготавливаются из тех же материалов, что и обычные памятники. Чаще всего это мрамор, мраморная крошка или гранит. Несмотря на такой выбор материалов, гранит является более предпочтительным. Это можно объяснить тем, что гранит – это самый прочный камень из всех вышеназванных. Ему не страшны любые погодные условия: он прекрасно чувствует себя как под палящими солнечными лучами, так и в сильный мороз. Если заглянуть в традицию, то можно увидеть, что изначально для изготовления памятников использовался известняк, а позже стал использоваться именно гранит.
Мусульманский надгробный памятник, сделанный на заказ, идеально подойдет к мемориальному комплексу, впишется в его стиль и станет единым с ним ансамблем. Тем не менее, нужно помнить о том, что любые мемориальные склепы, гробницы и прочее, что через чур выдает достаток умершего и его родственников, не приветствуется Исламом, который, как известно, прежде всего призывает всех мусульман к скромности. Помимо этого, мусульмане считают, что любые пышные комплексы могут заставить бедных людей испытать чувство зависти, а любые негативные мысли, как и негативные высказывания в адрес умершего, являются страшным грехом.

Памятник мусульманину можно заказать в гранитной мастерской Рит-Гранит. В мастерской учтут ваши пожелания и сделают все в точности так, как вы хотите увидеть. Памятники сделанные из гранита, прослужат долгие годы. На такую могилу будет приятно приходить для того, чтобы вспомнить умершего добрыми словами, почтить его память.
Мусульманские надгробные памятники могут быть оформлены с использованием резьбы по камню или гравировки.

Наша мастерская предлагает:

  • Изготовление мусульманских эксклюзивных надгробных памятников из гранита и мрамора с учетом всех пожеланий заказчиков мусульман.
  • Проектирование, визуализация, изготовление и продажа мусульманских надгробных памятников, надгробий из гранита и мрамора любой сложности.

У нас Вы можете заказать мусульманский надгробный памятник в СПб.

Мы предлагаем типовые, а также фигурные мусульманские памятники в виде мечети из черного и красного гранита. Недорогие мусульманские надгробные сооружения из черного гранита.

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

Мусульманские памятники на могилу выбирают очень тщательно. Это единственное, что родственники и друзья умершего могут сделать для него. При оборудовании могилы и оформлении надгробного камня мусульмане руководствуются законами Шариата, которые четко регламентируют похоронно-погребальные обряды. Правоверные готовятся к смерти заранее, осознавая ее неизбежность и примиряясь с нею. Они собирают деньги и подбирают вещи, необходимые для проведения ритуала погребения. Считается, что, если человек заранее побеспокоится о своих похоронах, ему будет ниспослана высшая благодать.

Древние традиции захоронения в исламе

На заре распространения ислама совершение ритуальных обрядов во время захоронения мусульман, посещение и почитание их могил были запрещены. Погребальные традиции были характерны для арабской культуры во времена язычества (джахилия). Несмотря на запрет, древние языческие обряды проникли в ислам. Они переплелись с религиозными элементами и стали неотъемлемой частью культуры многих мусульманских общин.

По мере укрепления позиций ислама опасения о возрождении язычества и многобожия стали постепенно рассеиваться. Поэтому отношение к погребальным традициям стало менее строгим. Запрет на посещение могил мусульман был отменен самим пророком Мухаммедом. Он считал, что поход на кладбище напомнит людям о смерти и заставит их задуматься о своей жизни. Хотя посещение могил больше не порицалось, почитание умерших осталось под запретом.

Мусульманские богословы раннего периода осуждали любые проявления почитания усопших. Запрещалось совершать паломничество к могилам уважаемых мусульман, возводить над местом их захоронения мавзолеи и мечети, поклоняться им и просить у них покровительства. Согласно верованиям, крупные и богато украшенные монументы вносят раздор среди умерших, лишая их заслуженного блаженства. Поэтому все ранее созданные постройки на кладбищах были разрушены.

Так же строго законы ислама регламентировали действия правоверных по отношению к их умершим родственникам. Они запрещали мусульманам собираться возле места захоронения и проводить жертвоприношения на кладбищах. Мусульманские авторитеты порицали оформление надгробных холмов материалами, при изготовлении которых использовался огонь (гипс, цемент). Огонь является самым известным видом наказания в Аду. Он может навлечь на умершего адские муки.

На могиле мусульманина разрешалось поставить памятный знак в виде камня или надгробной плиты.

Традиции ислама предписывают не оставлять надписей, изображений и узоров на надгробном сооружении.

Поверхность могильного холма или надмогильной плиты может находиться над уровнем земли на высоте не выше 4 пальцев. Такой высоты достаточно, чтобы можно было обнаружить могилу. Покрытие могилы должно быть идеально ровным.

Место для мусульманской могилы

Могилу (кабр) выкапывают на ближайшем к месту смерти мусульманском кладбище. Хоронить мусульманина среди иноверцев нельзя. Если жена правоверного принадлежала к другой вере, ее хоронят отдельно.

Место для захоронения подбирают с учетом того, чтобы лицо умершего было повернуто в сторону Киблы. Кибла является символом единобожия и ислама. Направление лица усопшего в сторону Священной мечети является признаком его поклонения Аллаху. Традиция направлять лицо умершего и лицевую часть надгробного камня в сторону Мекки до настоящего времени исполняется неукоснительно.

Могилу нужно расположить таким образом, чтобы к ней можно было свободно пройти, не наступая и не переступая захоронения других людей.

Законы ислама запрещают наступать не только на чужую могилу, но и на место, где похоронен родственник.

Ислам разрешает хоронить в одной могиле двоих умерших. Повторное захоронение осуществляют, когда находящийся в могиле труп полностью истлеет (через 50 лет). Между телами нужно сделать перегородку из земли или каменных плит. Без крайней необходимости не хоронят в одной могиле умерших одного пола или женщину и мужчину, которые являются друг для друга махрамами (брак между ними запрещен).

Как сооружают мусульманские могилы

Традиционная могила мусульманина содержит углубление, в которое укладывают тело (ляхд). Глубина могилы должна быть такой, чтобы в нее полностью поместился человек с поднятыми вверх руками (около 225 см). Однако если нет возможности вырыть такую яму, можно использовать менее глубокую. Главное, чтобы ее глубина была достаточной для того, чтобы до тела не добрались животные.

Длина могилы должна немного превышать рост почившего.

Ширина ямы обычно составляет половину ее длины (80–100 см). Яма должна быть достаточно широкой для того, чтобы в нее могли спуститься люди, которые осуществляют погребение.

На стороне, которая находится ближе к Кибле, располагают ляхд. Его высота составляет 55 см, а ширина — 50 см. При этом часть ляхда находится в нише за пределами погребальной ямы. Ниша углублена в стену на 25 см. Ляхд также находится ниже пола могилы на 20 см.

Если грунт рыхлый, стенку ляхда укрепляют каменной или деревянной стеной. Необходимо также укрепить потолок в нише. Труп прикрывают более тонкой плитой, чтобы земля не засыпала тело. Под голову и спину покойника подкладывают камни или землю, чтобы его лицо было направлено на Киблу. При этом правая щека умершего должна быть плотно прижата к земле.

Вместо ляхда сооружают шикку. Шиккой называется выемка на дне ямы, напоминающая канаву. По ее бокам устанавливают каменные или деревянные стены. Сверху шикку закрывают плитами и засыпают могилу землей.

Поверхность надгробного холма не должна находиться ниже уровня земли. Если почва неплотная, нужно насыпать на могилу больше земли. Когда она просядет, холм над могилой останется.

На могилу укладывают 2 камня - на уровне головы и ног.

Сверху надгробный холм посыпают щебнем, затем брызгают на него воду, чтобы камешки плотно прижались к земле. Это позволит сделать поверхность могилы ровной.

Современные погребальные традиции в исламе

Хотя надписи на надгробных камнях в исламе запрещены, разрешается указать на могиле имя умершего, чтобы можно было найти его могилу. В современном мире мусульманские богословы менее строго относятся к запрету использования изображения людей и фотографий на надгробных сооружениях.

Согласно верованиям ислама, изображение людей и животных заставляет верующих забыть о Боге и провоцирует безумие. Правоверные начинают поклоняться не Аллаху, а изображенным людям и животным. Но в последнее время мечеть стала разрешать делать на надгробиях изображения людей и устанавливать их фотографии. По настоянию родственников может быть выполнено даже изображение животных.

Несмотря на смягчение правил погребального ритуала, большинство мусульманских памятников имеют лаконичный вид. Наиболее распространенной является монолитная плита, верхушка которой выполнена в форме купола мечети или минарета. Кроме имени и даты смерти усопшего, на камне гравируют слова пророка или выдержки из мусульманских сур арабской вязью.

На памятнике умершей женщине изображают скромные растительные орнаменты, а также тематические композиции, характеризующие род деятельности покойной.

На женских надгробиях вырезают рисунок в виде шляпки или платка. На них часто изображают букет, в котором находится столько цветов, сколько родила и вырастила женщина детей.

Надгробные памятники на могилах усопших мужчин имеют изображения минаретов, мечети или тематические картинки, связанные с родом деятельности умершего. Верхняя часть надгробия на мужской могиле может быть выполнена в виде мужского головного убора — тюрбана. Она свидетельствует о высоком социальном положении усопшего. Признаком достатка является украшение на плите в виде фески.

На надгробиях часто изображают религиозные символы и обереги, символизирующие приверженность усопшего исламу. На погребальных плитах устанавливают символы ислама — полумесяц и звезду. При этом лучи полумесяца направлены справа налево. Часто используются при оформлении погребальных плит геометрические орнаменты в восточном стиле и рамки.

Для мусульманской традиции не характерно писать на памятниках слова любви и скорби. Умирая, мусульманин возвращается к Аллаху. Поэтому выражение сожаления в связи со смертью не одобряется в исламе. Оно расценивается как недовольство волей Аллаха.

Изготовление надгробного памятника

Готовый памятник изготовят на заказ сотрудники фирм, которые оказывают различные ритуальные услуги. Состоятельные мусульмане заказывают памятники из гранита и мрамора. Предпочтение отдается черным плитам. В исламе черный цвет имеет особый статус, поскольку это цвет Священного камня Каабы. Пророк Мухаммед носил одежду черного цвета. Именно такое одеяние было на нем в день завоевания Мекки. Черный является цветом аббасидских халифов. Он символизирует силу, величие и могущество. Мусульмане стараются придать надгробному камню сходство с монолитным камнем Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности загробной жизни.

Надписи на камне делают вручную, с помощью лазера или на фрезерном станке.

Ручная гравировка - самая трудоемкая и дорогая. Ее несомненным достоинством является долговечность. Прочитать написанное на надгробном камне при ручном способе нанесения фраз можно будет даже через несколько тысяч лет. Лазерная гравировка позволяет быстро и легко создавать сложные изображения с мельчайшими деталями. На фрезерном станке вырезают надпись и изображение немного дольше, чем с помощью лазера. Однако написанное после фрезерной гравировки сохраняется гораздо дольше, чем при лазерной обработке.

Более дешевым вариантом мусульманского надгробного сооружения является конус из металла с полумесяцем на вершине. На него помещают табличку с указанием имени и даты смерти усопшего.

Установка надгробного камня

Фирма, которая изготавливает надгробные сооружения, обычно и устанавливает их. Монтажные работы входят в стоимость услуг по изготовлению. Однако можно установить надгробие самостоятельно.

Для проведения строительных работ требуется получить разрешение у руководства кладбища. Наиболее подходящим периодом для установки могильной плиты является теплое время года с апреля по октябрь. Однако в некоторых случаях приходится выполнять работы зимой. В таком случае нужно обратиться к специалистам, которые имеют опыт установки памятников в холодное время года.

Чтобы надгробие простояло длительное время, не упало и не покосилось, на могиле создают цементную основу. После похорон должно пройти не менее 1 года. За это время земля просядет и приобретет устойчивость.

Чем крупнее камень, тем больше потребуется материала для создания массивного каркаса.

Могильные памятники даже весьма скромных размеров очень тяжелые. Вес надгробия среднего размера колеблется в пределах 120–200 кг. Поэтому для установки могильной плиты необходим труд нескольких человек.

Место на захоронении расчищают, делают углубление и формируют в нем подушку из бетона. Можно использовать цемент, щебень и песок. Если сооружение крупное, подушку укрепляют арматурой. При изготовлении цементной или бетонной основы в нее помещают вертикальные штыри. Позднее на них закрепляется памятник.

При установке памятного надгробия обязательно надо пользоваться строительным уровнем.

Мусульманские мазары

Мазаром называется могила мусульманского святого (авлия). Культура поклонения могилам святых и почитаемых людей начала развиваться в исламе с X века благодаря суфизму. Суфизм является эзотерическим течением в исламе. Оно проповедует аскетизм и духовность. Путь духовного совершенства суфия лежит через полное подчинение учителю и выполнение всех его наставлений.

Суфии верят, что молитвы, переданные через духовных наставников-посредников, имеют большую силу, чем обращенные непосредственно к Аллаху. Стараясь оказать почившим наставникам максимальный почет, их последователи сооружают на могилах мавзолеи (мазары). Традиция постройки на местах захоронений культовых сооружений появилась в исламе благодаря влиянию тенгрианства - древней языческой культуре тюрков. Языческое происхождение имеет и современный символ ислама — полумесяц со звездой.

Традиционный мусульманский мазар представляет собой помещение с четырехугольным основанием. Его венчает сферический купол. Постройка может быть очень большой, состоящей из нескольких помещений. Ее ограждают забором. Рядом с мазаром расположен вертикально установленный шест (туг). На вершине туга может находиться фигура раскрытой ладони, бутона или перекладина с прикрепленным к ней треугольным куском материи. Поскольку особенно почитаемые мазары расположены далеко от населенных пунктов, туги используются в качестве ориентира. Они помогают путникам обнаружить мазар. Мавзолеи выполняют функции мечети.

Путники могут остановиться и помолиться в мазаре.

Если ранее мазары устанавливали только на могиле авлия, в настоящее время мавзолеи устанавливают на могилах умерших родственников. Состоятельные люди заказывают массивные сооружения, напоминающие мечети или дворцы. Для постройки усыпальниц используют дорогие материалы (мрамор, гранит). Мазары украшают куполами, барельефами, полумесяцами, арками, колоннами, вычурными навершиями, парапетами и мазарными плитами.

Хотя Коран запрещает тратить деньги на возведение дорогих и массивных культовых сооружений, правоверные стараются продемонстрировать свою состоятельность, проявляя почтение к своим умершим родственникам.

Мусульманские саркофаги

Чтобы почтить память усопших родственников, на мусульманских могилах устанавливают богато украшенные саркофаги. Такое сооружение выглядит достойно и богато. Установка саркофага не осуждается исламскими авторитетами.

Верхней части мусульманского саркофага придают заостренную форму, традиционную для мусульманской культуры. Сооружение покрывают плиткой с изящным и сложным орнаментом. Используются характерные для ислама цвета. Особо почитаемым среди правоверных является зеленый цвет. Он отождествляет зеленое знамя пророка. Синий и фиолетовый считаются цветами тени. Они символизируют мистическое созерцание и приобщение к божественной сущности. Для украшения саркофагов используют белый цвет — любимый цвет пророка.

Он является символом святости и достоинства.

Подбирая расцветку облицовочного материала, надо отдавать предпочтение узорам с чистыми, светлыми и сияющими оттенками. Блеклые и замутненные цвета связывают с несчастьями и нищетой. Коричневые и серые оттенки не используются при оформлении мусульманских надгробных сооружений.