Похвала пресвятой богородицы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста) Кондак Субботы Акафиста


Суббота 5-й седмицы. Суббота Ака́фиста. Похвала́ Пресвятой Богородицы.

Прп. Ники́ты исп., игумена обители Мидики́йской.

Иконы Божией Матери «Неувяда́емый Цвет».

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба прп. Ник и́́ты исп., игумена обители Мидик и́́йской, поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 30 марта).

Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. «Повеч е́́рие же м а́́лое и пол у́́нощницу по е́́м в к е́́ллиях. Кан о́́н м е́́ртвен гл а́́са по е́́м в гробн и́́це» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Календарные заметки:

Служба по Триоди.
На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня.

Примечание. «Ко у́́трени зн а́́менает в 4-й час н о́́щи, мол е́́бнаго ради посл е́́дования Ак а́́фиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы пост о́́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди) : «Повеле́нное та́йно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.

После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Нев е́́сто Ненев е́́стная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на сред е́́» храма, кондаки и икосы «глаг о́́лются от иер е́́я во свят е́́м олтар е́́», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».

Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).

Каноны (в 1-й – 5-й песнях):

В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6.

В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

В храме святого – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди).

По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Вели́кий во́ин…», «Слава, и ныне» – тот же седален.

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8 , на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди).

По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепе́тая Ма́ти…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «А́нгел предста́тель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы.

Примечание. «На трап е́́зе яд и́́м два вар е́́ния с ел е́́ем и пи е́́м вин о́́, благодар я́́ще Всесвят у́́ю Влад ы́́чицу н а́́шу Богор о́́дицу о б ы́́вшем от Не я́́ чудес и́́» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

«И собра́вшимся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем у́треню, я́коже предписа́ся [в четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

«По шестопса́лмии Бог Господь , во глас 8-й, и пое́м тропари́ ко́сно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы посто́в»).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы , называемый также Субботой Акафиста, является передвижным и совершается в субботу пятой недели Великого Поста. В 2016 году этот день попадает на 16 апреля по новому стилю.

История установления праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы восходит к IX веку и связан с византийской историей. На протяжении веков Константинополь неоднократно подвергался нападению различных неприятелей. Так, в хрониках сохранились сведения о нападении авар, персов, арабов. В 626 году городу угрожало наступление варварских войск, в числе которых были скифы, славянские племена. Однако по заступничеству Божией Матери город был спасен от разорения, и в честь этого события был создан кондак «Взбранной воеводе», ставший первой частью акафиста. Авторство этого известного гимна приписывается Роману Сладкопевцу, что, однако, едва ли может считаться верным. Позже Константинополь осаждал неприятельский флот и, когда в море была опущена одна из величайших святынь – риза Пресвятой Богородицы, то неожиданно поднялась буря, погубившая все корабли противника. Именно тогда был составлен Великий Акафист, посвященный Божией Матери, который послужил образцом для составления дальнейших литературных произведений такого типа. Впервые этот торжественный праздник церковной гимнографии был прочитан во Влахернском храме Константинополя, где хранилась почитаемая икона Божией Матери.

Богослужебные особенности праздника
Несмотря на то, что праздник был установлен в связи с определенными историческими событиями, в богослужебных текстах нет упоминания об этом. Главной мыслью является прославление Божией Матери как Заступницы всего христианского рода, готовой помочь каждому, обращающемуся к Ней.
В Акафисте Пресвятой Богородице много внимания уделяется празднику Благовещения, и, таким образом, день Похвалы Пресвятой Богородицы в древности был своего рода предпразднством великого двунадесятого праздника. Особенностью этого дня является то, что чтение Акафиста соединено со службой, что создает особую красоту и торжественность богослужения. Изначально Акафист читался в алтаре, однако по традиции Русской Православной Церкви чтение совершается священником в середине храма. Акафист Пресвятой Богородицы состоит из 24 строф и делится на 4 части.

Икона праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, посвященная празднику «Похвала Пресвятой Богородицы» представляет собой достаточно сложную композицию. В центре иконописного образа на троне восседает Царица Небесная с Богомладенцем на руках, Которую окружают ветхозаветные пророки, предвозвестившие в своих словах рождение Спасителя мира от Девы. Каждый из пророков держит в руках какой-либо предмет, напоминающий об этих пророчествах. Например, святой Иаков, держит в руках лестницу, символизирующую связь неба и духовного мира с землей. У пророка Моисея в руках изображается Неопалимая Купина, означающая Непорочное зачатие. Кроме того, на иконе видны Иессей и Аарон с цветущими жезлами, пророк Иеремия со скрижалью и другие ветхозаветные пророки. За основу иконографии праздника был взят канон VIII века, автором которого был патриарх Герман. В этом богослужебном памятнике литературы прославляются ветхозаветные пророки, предрекшие воплощение Христа и Его рождение от Девы. Обычно на иконах такого типа изображается тринадцать пророков, однако их число может быть различным, в зависимости от композиционного построения. В русском церковном искусстве также известны иконы с клеймами, окружающими центральное изображение Божией Матери и повествующими о событиях избавления Константинополя.

Тропарь:
Дево Безневестная /и Мати Всечистая, /приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, /и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /Материю Господа от сия наречена была еси, /и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах, /и благословен Плод чрева Твоего.

Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси - разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары - в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» . С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос - приветствием архангела «Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название - «Акафист Благовещения»,хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

Напраздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныненаходится в Патриаршей ризнице.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!

В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами.

Сегодняшний праздник сформировался около IX века как благодарность заступничеству Богородицы за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (аваров, персов, арабов и других). Поскольку Благовещение, вероятно, привязывалось в Византии к воскресенью, день Похвалы Пресвятой Богородицы был своеобразным предвосхищением другого праздника – Благовещения.

Изначально празднование Похвалы совершалось только в Константинополе, в императорском Влахернском храме, где хранились риза и пояс Божией Матери, была чудотворная Ее икона. Акафист «Взбранной Воеводе победительная» исполнялся только во Влахернской церкви, прославляя победоносную Воеводу и Защитницу града Константинополя. Со временем церковный поэт Иосиф Студит написал канон «Похвала Пресвятой Богородицы», и благодаря широкому распространению богослужебных книг из Студийского монастыря данный акафист и канон стали общими для всей Православной Церкви. Так исполнилось пророчество, сказанное Пресвятой Девой по наитию Духа Святого: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48).

Несмотря на современное повсеместное прославление Марии, мы знаем, что во время земной жизни Она чуждалась славы, и поэтому Ее евангельский портрет крайне скромен. Получив весть от Архангела о том, что станет Матерью Господа, Она признала Себя всего лишь смиренной рабой. Поэтому авторы богослужебных гимнов, воспевая Богоматерь, положили в основу песен ветхозаветные образы о чудесном зачатии Мессии от Девы. Это же характерно и для икон праздника, на которых изображается Иеремия с пророческой скрижалью; Моисей с Неопалимой Купиной, символизирующей утробу Девы, не попаляемую огнем Божественного присутствия; Иезекииль с затворенными вратами, сквозь которые прошел Господь; ветхозаветный Иаков с лестницей, возводящей от земли на небо; Валаам со звездой, Гедеон с руном, Исаия с клещами и углем и многие другие пророки с символами, намекающими на особое, исключительно чудесное событие в истории человечества – Воплощение Бога от Девы.

На протяжении столетий христианской истории верующие усматривали особую близость Пресвятой Девы к Богу, опытно убеждались в силе Ее предстательства на небе и поэтому призывали в молитвах, просили о помощи, восхваляли Ее всечестное имя.

Радуйся, Невесто Неневестная

Вечером 15 апреля, в канун субботы пятой седмицы Великого Поста, которая называется Субботой Акафиста или праздником Похвалы Пресвятой Богородицы , в Свято-Троицком храме иерей Александр Бабич совершил утреню с чтением Акафиста Божией Матери.

ПЯТАЯ СУББОТА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПОХВАЛА БОГОРОДИЦЕ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Жизнь человеческая, братия и сестры, исполнена горестей и скорбей, душу угнетают бесчисленные печали житейские, тело нередко удручают болезни, словно напоминая, что совсем недалек тот день, когда мы пойдем дать ответ Праведному Судии Богу о всех делах своих, в которых кто не погрешал? И оттого может ли не возвеселиться, не возрадоваться наше сердце, когда услышим мы - или, точнее, вспомним о том, что есть у нас милостивая и любвеобильная Заступница, утешающая скорбящих, исцеляющая недужных, укрепляющая малодушных, а, главное, непрестанно ходатайствующая пред Господом о вечном нашем спасении. Заступница эта, Ходатаица эта - Матерь Божия и Матерь всех христиан, Пречистая Дева Мария.

Нет меры любви Божией к нам, грешным. Нет ее, ибо кто может постичь любовь Непостижимого? И как неизреченна любовь, так неизреченна и премудрость Божественного о нас промышления. Сонм святых предстательствует о нас в Небесных чертогах пред Престолом Царя Славы; лики Ангельских Сил невидимо ограждают нас от неисчислимых бед, отвращают от зла, направляют к добру, отгоняют злых и бесстыдных адских псов-демонов. И все же мы часто не можем устоять, преступаем заповеди Сотворившего нас и падаем, согрешаем пред Ним, становясь повинными и подлежащими праведному и Страшному Его Суду. И страшно нам бывает приблизиться к Нему, страшно воззреть к Небесам. Однако, милостивый и не до конца прогневающийся, даровал нам Господь в этой скорби упование непостыдное и ходатайство к Нему непреложное - Пречистую Свою Матерь, усыновив Ей при Кресте в лице любезного Ученика-Богослова весь человеческий род. И Ее молитвы, как ничьи более, всегда приемлет Он, Всемогущий, Ей внимает и на прошения Ее преклоняется - даже когда просит Она о тех, кто, кажется, и не достоин милости и снисхождения.

И не только люди с их частными, личными скорбями, но и целые народы и страны хранят память о дивных чудесах Богоматернего заступления и предстательства о них в пору, когда любая человеческая помощь бывала уже бессильной.

Воспоминанию такого чудесного события, и даже не одного, а сразу трех, и посвящен нынешний день - пятая Суббота Великого Поста, получившая оттого наименование Субботы Акафиста или Похвалы Божией Матери.

В начале VII века, в 626 году, в царствование императора Ираклия Византия переживала тяжелые дни. Константинополь был стеснен от врагов со всех сторон. С востока к нему подступали персы, с запада - авары. Положение греков казалось безнадежным, падение столицы, гибель ее защитников и мирных жителей казались неотвратимыми. Но вот Патриарх Константинопольский Сергий благословил совершить крестный ход вокруг осажденного города, сам взяв притом чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. Взята была и величайшая святыня - риза Пресвятой Богородицы, хранившаяся в знаменитом Влахернском Ее храме. И вот, когда обнесена была риза вокруг города по стенам его и погружена была затем в воды Босфора, то произошло чудо, радостное для греков и поистине страшное для их врагов. Море, пред тем спокойное, закипело, разразилась ужасная буря, и неприятельские корабли были потоплены вздымавшимися волнами. Целую ночь провел тогда народ в молитве во Влахернской церкви, воспевая Божией Матери благодарственное пение. И дважды еще сподобился Константинополь такой дивной милости от Царицы Небесной, дважды еще так же избавлялся чудесным образом от осаждавших его врагов. Потому и установилось нынешнее празднование в память об этих удивительных делах любви Богоматери к христианскому роду. И поется в день праздника похвальное пение Богородице, получившее наименование акафиста, во всех православных церквях, по всей земле.

Действительно, братия и сестры, удивительно скора Матерь Божия на помощь к призывающим Ее. Точно нежная мать, спешащая к своему чаду, спешит Она откликнуться на зов скорбящего человеческого сердца, помочь, заступить, спасти погибающего.

И потому от самых древних лет спасаются христиане Ее заступлением, у Нее находят защиту и покров, отраду и утешение. Она - Святейшая Святых - неизглаголанно любит всех, посвятивших себя благочестию, всех, кто совершенно предал свою жизнь и самого себя Возлюбленному Ее Сыну. Но, дивное чудо, глубина милосердия! Любит Она также и грешников, погибающих в своих беззакониях, милосердует о них, ежечасно простирает к ним руку помощи. И сколько их восстало, исправилось, уцеломудрилось Ею - Царицей горних и дольних, восстало из бездны падения к вершинам святости, вошло в светлейшие чертоги Небесного Владыки!

Именно к Ней, Чистейшей, обратилась, как вспоминали мы совсем недавно, падшая грешница, преподобная Мария Египетская, к ней взмолилась: «Будь моей Поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню тела своего нечистотою блуда, но отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения!» И Та, действительно, не посрамила мольбы отчаянной грешницы, по всей жизни ее была ей Помощницей и заступницей, невидимо укрепляя и утешая ее.

И преподобный Старец Силуан, также переживший чудесное заступление Богоматери, сподобившийся от Нее милостивого вразумления, не уставал всю свою жизнь прославлять Ее. «Теперь вижу я,- писал он в своих записках,- как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с Небес вразумить меня во грехах!» «Что воздам я Пресвятой Владычице,- писал Старец,- за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? …Радуется дух мой и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу!»

Но сколько ни скажи, сколько подобных примеров ни приведи, братия и сестры, все будет малая капля в море милостей и щедрот Владычицы. Кто скажет, сколько их было - тех, кто на протяжении этих долгих веков Ее лишь предстательством улучил спасение и нескончаемую блаженную жизнь?

В наши дни голос вечности почти не слышен, шум больших городов и политических неурядиц, шум самой современной жизни с ее суетой заглушает его. Но, по милости Божией, спасающиеся есть и сегодня. И ныне люди - то один, то другой, пробуждаются от греховного сна, притекают в прозрении сердца к Богу, приносят покаяние во всей своей проведенной без Него жизни. Как, какими неведомыми для нас путями, приходит к нам наше спасение, кто хранит нас, кто умоляет Правду Божию потерпеть на нас еще, не посечь посечением смертным за наши беззакония? Наверное, для многих из нас это так и останется тайной, узнаем которую мы лишь разрешившись от уз этой плоти, оставив грешный и многоскорбный мир.

Но иногда еще и в жизни здешней по непостижимым для нас причинам Промысел Божий благоволит немного приоткрыть тончайшую, но непроницаемую завесу, скрывающую от нас мир иной. И тогда мы видим - Кто милует и хранит, Кто печется о нас так, как не может заботиться о детях своих и самая нежная, самая заботливая мать. Тогда узнаем, что Пречистая Дева Мария и по сей день не оставляет нас, но всегда с нами, как обещала Она это и скорбящим о Ее отшествии от земли апостолам.

Однако не только те редкие счастливцы, которым открылось неким зримым образом попечение Богородицы о них, но и все мы должны непреложно верить, что нет такого грешника, нет такого человека, пришедшего к Богу, которого бы не Матерь Господня вымолила Своими молитвами, которого бы не Она, точно за руку, привела в Божий храм. Почему? Потому что над всеми нами без исключения простирает Она Свой Божественный Покров, потому что о всех без исключения молится Она, предстоя Небесному Царю, и никто не лишен Ее милости и любви, ни один человек, если только сам он не окаменел, не умер еще душой, не отверг до конца всякое промышление Божие о себе.

Мы переживаем, братия и сестры, не самые легкие времена - и каждый из нас, и наша страна, и самая Церковь. Но доныне милостив к нам Господь по мольбам Пречистой Своей Матери. И потому неустанно должны мы прибегать в молитвах своих и к Царице Небесной, чтобы и еще потерпел нас Господь, сохранил Отечество и Церковь нашу, даровал людям покаяние ко спасению.

Но не только в скорбях и горестях своих должно обращаться нам к Матери Божией, не только от тесноты сердечной воздыхать к Ней со слезами сокрушения. Нет, но с благодарностью за все благодеяния Ее - ведомые и неведомые нам, бывшие и те, что, верно, еще будут, станем воспевать Пречистой Деве дивную похвальную песнь, со умилением сердечным восклицая к Ней: «Радуйся, Невесто Неневестная!»

И уповать будем, что не презрит нашей смиренной похвалы Царица, но милостива будет к нам и Сама сподобит нас той радости, которая не отнимется от улучившего ее во веки, которой от всего любящего материнского сердца Своего желает Она каждому из нас. Аминь.

Игумен Нектарий (Морозов)

Фото Н.Зарочинцевой