Загрязнение и охрана гидросферы. Гидросфера и ее охрана от загрязнения Гидросфера и ее охрана от загрязнения

Мероприятия по охране воды от загрязнения

Охрана воды от загрязнения проводится в соответствии с СанПиН №4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения». Установлены предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воде.

Защита водных ресурсов от истощения и загрязнения вредными веществами предусматривает комплекс мер: разработку соответствующих законодательных актов; организацию мониторинга водных объектов; охрану поверхностных и подземных вод; подготовку воды, используемой в питьевых и хозяйственных целях; государственный контроль над использованием и охраной водных ресурсов.

Главная роль в охране вод играет государственный учёт поверхностных и подземных вод, который осуществляется в целях текущего и перспективного планирования рационального использования водных ресурсов, их восстановления и охраны. Своды систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использованию вод, а также о водопользователях включается в водный кадастр . Важной и сложной проблемой является защита поверхностных вод от загрязнения .

Поверхностные воды охраняются от засорения, истощения и загрязнения. Для предупреждения засорения осуществляют мероприятия, которые исключают попадание в них мусора, твердых отходов и других предметов, отрицательно воздействующих на качество вод и условия обитания гидробионтов. Строгий контроль за минимально допустимым стоком вод, ограничение их нерационального потребления способствуют защите гидросферы от истощения.

С целью защиты поверхностных вод от загрязнения предусматривается ряд мероприятий: мониторинг водных объектов; создание водоохранных зон; развитие безотходных и безводных технологий; внедрение систем оборотного водоснабжения; очистка промышленных и бытовых сточных вод; очистка и обеззараживание поверхностных и подземных вод, используемых для питьевых целей; наличие водоохранных лесных насаждений (до 50% хвойные породы, липа, тополь).

Мероприятия технологического характера

Меры технологического характера имеют целью разработку и применение безотходных производственных технологий, максимальное осуществление утилизации различных компонентов сырья и побочных продуктов производства. На промышленных предприятиях проводится замена токсичных продуктов на менее токсичные, внедряется бессточное производство. Перед сбросом сточных вод в водоемы предусматривается устройство очистных сооружений, сбросы осуществляются в разное время суток.

Существует несколько перспективных путей снижения количества загрязненных сточных вод: разработка и внедрение безводных технологических процессов; усовершенствование существующих процессов; разработка и внедрение более совершенного оборудования; внедрение аппаратов воздушного охлаждения; повторное использование очищенных сточных вод.

Наиболее рациональный способ сокращения объема сточных вод - создание оборотных и замкнутых систем водоснабжения, исключающих сброс воды в водоемы. При таком водоснабжении предусматривается необходимая очистка сточной воды, охлаждение оборотной воды, обработка и повторное использование. Применение оборотного водоснабжения позволяет в 20-50 раз уменьшить потребление природной воды. Создание замкнутых систем технического водоснабжения с извлечением данных компонентов предусматривается при строительстве новых и реконструкции старых производств.

Организация зон санитарной защиты

Важное место в охране воды от загрязнения принадлежит организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения. Водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов. Зоны санитарной охраны устанавливаются в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы и организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима), второй (пояс ограничений для защиты от возможного микробного загрязнения), третий (пояс ограничений для защиты от возможного химического загрязнения). Границы поясов и комплекс проводимых мероприятий устанавливаются в зависимости от вида водоисточников, степени их защищенности, возможности загрязнения, особенности санитарного состояния.

Пояс строгого режима включает территорию водозабора, водоподъемные устройства, головные сооружения, водопроводящий канал. Он предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения.

Первый пояс ограждается и охраняется. Границы первого пояса водопровода из водоисточника устанавливается в радиусе 30-50 м. Первый пояс водопровода из открытого проточного водоема устанавливается на расстоянии 200 м вверх по течению, 100 м вниз по течению, 100 м по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды.

Пояса ограничений включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Размещение на этой территории различных объектов контролируется органами санитарно-эпидемиологической службы. В пределах второго и третьего поясов ограничивается строительство, спуск сточных вод, не разрешается использование водоема в спортивных и прочих целях.

Граница второго пояса поверхностных источников на водоеме должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на 3-5 км, а боковые границы должны быть расположены на расстоянии 500-1000 м от уреза воды при летне-осенней межени. Граница третьего пояса на водоеме совпадает с границей второго пояса.

Размеры второго пояса для подземных источников определяются гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора. Основным параметром, определяющим границы второго пояса, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору. Это время зависит от типа водозабора, гидрологических условий, степени защищенности подземных вод. Граница третьего пояса также определяется гидродинамическими расчетами с учетом времени продвижения химического загрязнения к водозабору.

Очистка бытовых сточных вод

При очистке сточных вод производится разрушение или извлечение из них вредных веществ.

Очистка бытовых сточных вод осуществляется канализацией – комплексом инженерно-технических сооружений и санитарных мероприятий, которые обеспечивают сбор, удаление, очистку, обеззараживание и обезвреживание сточных вод механическими и биологическими методами. При механической очистке сточные воды разделяют на жидкую и твердую части. Жидкая далее подвергается биологической очистке, которая может быть естественной и искусственной. Естественная биологическая очистка осуществляется на земледельческих полях орошения и фильтрации, а также в биологических прудах. Искусственная биологическая очистка проводится на специальных сооружениях (биофильтрах, аэротенках). Образующийся при этом ил обрабатывают на иловых площадках или в специальных устройствах – метатенках. Биологические пруды предназначены для глубокой очистки бытовых и производственных сточных вод, предварительно прошедших очистку на локальных очистных сооружениях. Различают пруды с естественной и искусственной аэрацией. В окислительных процессах большую роль играет водная растительность, которая способствует снижению биогенных элементов и регулирует кислородный режим водоема.

В основе биологической очистки лежит процесс биологического окисления органических соединений, содержащихся в сточных водах. Биологическое окисление осуществляется сообществом микроорганизмов (биоценозом), который включает множество различных бактерий, простейших и ряд более высокоорганизованных организмов - водорослей, грибов и т.д., связанных между собой в единый комплекс сложными взаимоотношениями (метабиоза, симбиоза и антагонизма).

При суточных расходах бытовых сточных вод до 20 - 30 тыс. м 3 /сут широкое применение находят биофильтры, представляющие собой резервуар, который заполняется загрузочным материалом (гравий, керамзит, шлак). Сточная вода подается выше поверхности загрузочного материала; равномерно над ней распределяется через загрузочный материал, на поверхности которого образуется биологическая пленка (биоценоз), аналогичный активному илу в аэротенке.

Обеззараживание сточных вод , прошедших и не прошедших стадию биологической очистки, проводят газообразным хлором, хлорной известью и гипохлоритом натрия. Внедряется также обеззараживание озоном, УФ-лучами и электроимпульсным разрядом.

Место выпуска сточных вод должно быть расположено ниже его границы по течению водотока.

Очистка производственных сточных вод

Методы очистки производственных сточных вод подразделяются на механические, химические, физико-химические и биологические.

Для механической очистки применяются решетки, на которых задерживаются грубые примеси размером больше 5 мм; сита, задерживающие примеси размером до 5 мм; песколовки, служащие для задержания минеральных загрязнений; жироловки, маслоловушки, нефтеловушки, смолоуловители для улавливания соответствующих загрязнений, более легких, чем вода; отстойники для осаждения взвешенных веществ с удельным весом больше единицы.

При механической очистке из производственных сточных вод путем процеживания, отстаивания и фильтрования удаляется до 90 % нерастворимых механических примесей различного характера (песок, глинистые частицы, окалина и другие), а из бытовых - до 60 %.

В целях очистки сточных вод от нефтепродуктов также широко применяется метод отстаивания, который в данном случае основан на способности самопроизвольного разделения воды и нефтепродуктом

Частицы последних под действием сил поверхностного натяжения приобретают сферическую форму, и их размеры находятся в диапазоне от 2 до 3х10 2 мкм. В основе процесса отстаивания лежит принцип выделения нефтепродуктов под действием разности плотностей воды и частиц масла. Содержание нефтепродуктов в стоках находится в широких пределах и составляет в среднем 100 мг/дм 3 .

Выделение нефтепродуктов производится в нефтеловушках. Грязная вода подается в приемную камеру и, пройдя под перегородкой, попадает в отстойную камеру, где и происходит процесс разделения воды и нефтепродуктов. Очищенная вода выводится из нефтеловушки, а нефтепродукты образуют пленку на поверхности воды и удаляются специальным устройством. Подобным образом устроены жироловушки, маслоловушки и смололовушки, использующие принцип разности плотности воды и загрязнений, более легких (например, масло), чем вода.

Основными приемами химических методов являются нейтрализация, окисление и восстановление. Они могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими.

В целях нейтрализации кислых вод применяют щелочные реагенты: известь СаО, гашеную известь Са(ОН) 2 , кальцинированную соду Na 2 CO 3 , каустическую соду NaOH, аммиачную воду, а также фильтрование через нейтрализующие материалы (известняк, доломит, магнезит, мел).

Для нейтрализации щелочных вод наиболее часто применяются кислоты: серная, соляная, азотная, реже уксусная. Возможно использование для этих целей также дымовых газов, содержащих СО 2 , SО 2 , NO X .

Сточные воды, содержащие окисленные переменновалентные элементы (Cr 6+ , Cl - , C1 5+ , N 3+ , N 5+ и др.), обезвреживаются в две ступени. На первой элементы, находящиеся в высшей (или высокой) степени окисления, восстанавливаются до низшей (или промежуточной) валентности, при которой данный элемент на второй ступени очистки может быть выделен из жидкой фазы в виде осадка, газа или переведен в малотоксичную форму.

К физико-химическим методам относятся коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция, адсорбция, экстракция, ионный обмен.

Коагуляция – процесс укрупнения коллоидных частиц в жидкости за счет электростатических сил межмолекулярного взаимодействия. Коагуляция не только приводит к слипанию частиц, но и нарушает агрегативную устойчивость полидисперсной системы, в результате чего происходит разделение твердой и жидкой фаз.

Флотацией называется процесс выделения из воды в пенный слой взвешенных и эмульгированных загрязнений в результате прилипания к пузырькам газа, подаваемого снизу в очищаемой жидкости.

Сорбция представляет собой метод глубокой очистки производственных сточных вод от растворенных органических и некоторых неорганических загрязнений. В процессах водообработки она может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими биологическими, химическими методами. Сорбция позволяет не только выделить и сконцентрировать загрязнения, но и утилизировать их в технологическом процессе, а очищенные воды использовать в оборотном водоснабжении.

Механизм адсорбции заключается в переходе молекулы растворенного вещества из объема жидкости на поверхность твердого сорбента под действием его силового поля. В качестве сорбентов используют различные естественные и искусственные материалы: золу, коксовую мелочь, торф, цеолиты, активные глины и др. Особенно широко для этих целей применяются активированные угли, удельная поверхность адсорбции достигает 400 - 900 м 2 /г.

Для концентрированных сточных вод, содержащих органические загрязнения, представляющие техническую ценность, эффективным методом очистки является экстракция. Она основана на смешивании двух взаимонерастворимых жидкостей (одна из которых сточная вода) и распределении в них, согласно растворимости, загрязненного вещества.

Ионный обмен - извлечение катионов и анионов из растворенных в сточных водах загрязнений при помощи ионитов, являющихся твердыми природными или искусственными материалами (например, искусственные ионообменные смолы). Извлеченные при помощи ионного обмена вещества в дальнейшем утилизируются или уничтожаются. Катиониты вступают в обмен с катионами, аниониты - с анионами.

Введение

2. Особенности загрязнения Мирового океана и поверхности вод суши

2.1 Органические и минеральные загрязнения

2.2 Органические жидкости и газы, канцерогенные вещества

3. Проблемы пресной воды

3.1 Ресурсы пресной воды

3.2 Причины недостатка пресной воды

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Водные запасы на Земле огромны, они образуют гидросферу - одну из мощных сфер нашей планеты. Гидросфера, литосфера, атмосфера и биосфера взаимосвязаны, проникают одна в другую и находятся в постоянном, тесном взаимодействии. Все сферы в своем составе имеют воду. Водные ресурсы слагаются из статических (вековых) запасов и возобновляемых ресурсов. Гидросфера объединяет Мировой океан, моря, реки и озера, болота, пруды, водохранилища, полярные и горные ледники, подземные воды, почвенную влагу и пары атмосферы.

Вода - одна из наиболее важных жизнеобеспечивающих природных сред, образовавшихся в результате эволюции Земли. Она является составной частью биосферы и обладает целым рядом аномальных свойств, влияющих на протекающие в экосистемах физико-химические и биологические процессы.

1. Гидросфера и ее охрана от загрязнения

Загрязнение - видимое или невидимое, на суше, воздухе или воде - является в настоящее время нежелательной, но так хорошо знакомой частью нашей жизни. Загрязнение может быть описано как внесение человечеством веществ или материалов, которые ухудшают качество окружающей среды. Эти вещества (поллютанты) вносятся в окружающую среду человеком, а не в результате естественных высачиваний нефти или извержений вулканов, которые могут быть названы естественными поллютантами. Многие поллютанты являются синтетическими веществами, чуждыми, а поэтому опасными для нас и других организмов.

Воздействие человека на живые ресурсы биосферы, в том числе Мирового океана, в наше время не ограничивается только изъятием биопродукции, культивированием и изменением состава и численности популяций. На протяжении последних десятилетий особенно быстро нарастает и расширяется влияние индустриализации и урбанизации современного общества, интенсификации и химизации сельского хозяйства и иных атрибутов научно-технического прогресса, которые сопряжены с загрязнением биосферы и появлением новых экологических факторов. Особое место в этой сложной и многоплановой проблеме занимают вопросы загрязнения Мирового океана. Многие, если не большинство, из токсических веществ, вышедших из-под контроля человека на суше, попадают в конечном счете в морскую среду, создавая ситуацию локального, регионального или глобального загрязнения морей и океанов.

За последнее время большую тревогу вызывает загрязнение морей и Мирового океана в целом (фоновое загрязнение). Глобальное (фоновое) загрязнение гидросферы определяется главным образом атмосферным переносом и выведением загрязняющих веществ из атмосферы. За исключением сырой нефти, все загрязняющие вещества поступают в Мировой океан в значительной мере через атмосферу. Ежегодно сжигается и выбрасывается в атмосферу свыше 109 тонн твердых, паро- и газообразных соединений. В атмосферных аэрозолях и выпадениях на океан обнаружены в заметных количествах такие продукты как ДДТ, полихлорированные бифенилы, ртуть, свинец, зола.

Основные источники загрязнения - бытовые и промышленные сточные воды (в прибрежных районах сосредоточено 60% крупных городов), нефть и нефтепродукты, радиоактивные вещества. Особо опасны загрязнения нефтью и радиоактивными веществами. Предприятия приморских городов выбрасывают в море тысячи тонн различных, как правило, неочищенных отходов, в том числе канализационные стоки. В моря выносятся загрязненные речные воды. Нефть и нефтепродукты попадают в воду в результате промывки цистерн, емкостей, в которых транспортируется нефть. Огромное количество нефти попадает в океан и в моря при авариях танкеров, нефтепроводов на нефтепромыслах, при разведке и эксплуатации нефтяных месторождений в зоне материковых шельфов. При авариях нефтяных скважин в море выбрасываются многие тысячи тонн нефти.

Загрязнение является причиной гибели морских животных, ракообразных и рыб, водоплавающих птиц, тюленей. Известны случаи гибели около 30 тыс. морских уток, массовой гибели морских звезд в начале 1990-х в Белом море. Нередки случаи закрытия пляжей в связи с опасными концентрациями загрязняющих веществ в морской воде.

К сожалению, сохранить в широких масштабах неприкосновенность и первозданное состояние природных вод при современных темпах развития общества и научно-технического прогресса практически невозможно, поскольку деятельность человека глубоко затрагивает все звенья биосферы, в том числе и гидросферу.

1.1 Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана

Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана заключаются в устранении причин ухудшения качества и загрязнения вод. Особые меры по предупреждению загрязнения морской воды следует предусматривать при разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений на материковых шельфах. Необходимо ввести запрет на захоронение токсичных веществ в океане, сохранять мораторий на испытания ядерного оружия под водой. Следует предпринимать быстрые меры по ликвидации последствий аварий и катастроф, при которых в океан попадают токсичные продукты. Проблема охраны вод Мирового океана является глобальной, она касается всех государств планеты. Для охраны вод Мирового океана необходимы совместные усилия всех государств мирового сообщества, ООН и ее подразделений. В значительной степени такие меры могут иметь успех при участии государств в международных природоохранных программах, которые разработаны и предлагаются соответствующими конвенциями, предусмотрены международными соглашениями.

1.2 Охрана водных ресурсов от загрязнения и истощения

Масштабы загрязнения и истощения водных ресурсов в настоящее время приняли угрожающий характер. Остро встала проблема нехватки пресной воды в густонаселенных районах, крупных промышленных центрах, в местах орошаемого земледелия. Отсутствие чистой питьевой воды, загрязнение водоемов являются причиной многих заболеваний человека, губительно сказываются на животном и растительном мире Земли. Во многих местах загрязнение пресных вод переходит из разряда локального в региональный.

Охрана водных ресурсов как составная часть охраны окружающей природной среды представляет собой комплекс мер (технологических, биотехнических, экономических, административных, правовых, международных, просветительных и т.д.), направленных на рациональное использование ресурсов, их сохранение, предупреждение истощения, восстановление природных взаимосвязей, равновесия между деятельностью человека и средой.

Принципы охраны вод.

Важными принципами охраны вод являются:

профилактика - предупреждение негативных последствий возможного истощения и загрязнения вод;

комплексность водоохранных мер - конкретные водоохранные меры должны быть составной частью общей природоохранной программы;

повсеместность и территориальная деффиринцированность;

ориентированность на специфические условия, источники и причины загрязнения;

научная обоснованность и наличие действенного контроля за эффективностью водоохранных мероприятий.

Важнейшими технологическими мерами охраны водных ресурсов являются совершенствование технологий производства, внедрение безотходных технологий. В настоящее время применяется и совершенствуется оборотная система водоснабжения, или повторное использование воды.

Поскольку избежать полностью загрязнения воды невозможно, применяются биотехнические меры охраны водных ресурсов - очистка сточных вод от загрязнения. Основные методы очистки - механические, химические и биологические.

При механической очистке сточных вод нерастворимые примеси удаляются при помощи решеток, сит, жироловок, маслоловушек и т.д. Тяжелые частицы осаждают в отстойниках. Механической очисткой удается освободить воду от нерастворимых примесей на 60-95%.

При химической очистке применяются реагенты, переводящие растворимые вещества в нерастворимые, связывают их, осаждают и удаляют из сточных вод, которые очищаются еще на 25-95%.

Биологическая очистка проводится двумя способами. Первый - в естественных условиях - на специально подготовленных полях фильтрации (орошения) с оборудованными картами, магистральными и распределительными каналами. Очистка происходит естественным способом путем фильтрации воды через почву. Органический фильтрат подвергается бактериальному разложению, воздействию кислорода, солнечных лучей и используется в дальнейшем в качестве удобрения. Используется также каскад прудов-отстойников, в которых естественным путем происходит самоочищение воды. Второй - ускоренный способ очищения сточных вод - производится в специальных биофильтрах через пористые материалы из гравия, щебня, песка и керамзита, поверхность которых покрыта пленкой микроорганизмов. Процесс очистки сточных вод на биофильтрах происходит интенсивнее, чем на полях фильтрации. В настоящее время практически ни один горд не обходится без очистных сооружений, причем все указанные способы применяются в комплексе. Это дает хороший эффект.

Во многих странах проблемой охраны вод от загрязнения начали заниматься на уровне правительств, на ее решение были выделены большие средства. Однако некоторые индустриальные страны подошли к наведению порядка на своих внутренних водоемах весьма своеобразно. Они, с одной стороны, разработали меры по предотвращению или ликвидации загрязнения, вложив в это крупные средства, с другой - стали переводить предприятия, наиболее сильно загрязняющие водные объекты, в развивающиеся страны. Это помогло улучшить ситуацию в самых индустриальных странах, но не сняло проблему на планете в целом, поскольку началось катастрофическое загрязнение рек и водоемов в развивающихся странах, продолжалось загрязнение Мирового океана.

Гидросфера включает в себя все водные ресурсы Земли:

  • Мировой океан;
  • подземные воды;
  • болота;
  • реки;
  • озера;
  • моря;
  • водохранилища;
  • ледники;
  • атмосферный пар.

Все эти ресурсы относятся к условно неисчерпаемым благам планеты, но антропогенная деятельность может значительно ухудшить состояние воды. Для гидросферы глобальную проблему представляет загрязнение всех акваторий. Водная среда загрязняется нефтепродуктами и удобрениями сельского хозяйства, промышленными и твердыми бытовыми отходами, тяжелыми металлами и химическими соединениями, радиоактивными отходами и биологическими организмами, теплыми, коммунальными и промышленными стоками.

Очистка воды

Для того чтобы сохранить водные ресурсы на планете и не ухудшить качество воды, требуется проводить охрану гидросферы. Для этого нужно рационально использовать ресурсы и проводить очищение воды. В зависимости от методов очистки можно получить питьевую или техническую воду. В первом случае ее очищают от химических веществ, механических примесей и микроорганизмов. Во втором случае необходимо удалить лишь вредные примеси и те вещества, которые нельзя применять в той сфере, в которой будет использоваться техническая вода.

Методов очистки воды существует довольно много. В различных странах используются всевозможные способы очищения воды. Сегодня актуальны механические, биологические и химические методы водоочистки. Также применяется очистка окислением и восстановлением, аэробные и анаэробные методы, обработка осадков и т.д. Наиболее перспективными методиками очистки является физико-химическое и биохимическое очищение воды, но они являются дорогостоящими, поэтому не используются повсеместно.

Замкнутые водооборотные циклы

Для охраны гидросферы создаются замкнутые водооборотные циклы, и для этого используются природные воды, которые закачиваются в систему единожды. После эксплуатации воду возвращают в естественные условия, при этом она либо очищается, либо смешивается с водой из природной среды. Такой способ позволяет снизить расход водных ресурсов до 50 раз. Кроме того, уже использованную оборотную воду, в зависимости от ее температуры, применяют как охладитель или теплоноситель.

Таким образом, основные мероприятия по охране гидросферы – это ее рациональное использование и очистка. В соответствии с применяемыми технологиями рассчитывается оптимальное количество водных ресурсов. Чем экономнее вода расходуется, тем выше будет ее качество в природе.

Тестовые задания по географии 10 класс

Вариант 1

1) Полиметаллические руды

2) Ядерная энергия

3) Морская вода

4) Лесные ресурсы

А2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами является верным?

1) Обрабатываемые земли занимают 70% мирового земельного фонда

2) Ресурсы пресной воды составляют 40% общего объема гидросферы

3) Пахотные земли в основном распределены в лесных, лесостепных и степных зонах

4) В мире существует около 6 тысяч угольных бассейнов

А3 В «оловянный пояс» входят государства

1) Алжир, Египет

2) Таиланд, Малайзия

3) Замбия, Зимбабве

4) Ирак, Кувейт

А4 Наиболее эффективным путем преодоления дефицита воды является

1) Рациональное использование водных ресурсов

2) Опреснение вод Мирового океана

3) Транспортировка айсбергов

4) Сокращение потребления воды населением

А5 Охране природы способствует

1) Широкое развитие транспорта на электрической тяге

2) Создание каскадов ГЭС на реках

3) Перевод ТЭС с газа на уголь

4) Развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов

А6 Охране гидросферы способствует

1) Ограничение использования минеральных удобрений

2) Орошение полей

3) Осушение болот

4) Создание искусственных каналов

А7 Засоление почв характерно для природной зоны

1) Пустынь и полупустынь

4) Влажных тропических лесов

А8 Примером рационального природопользования является

1) Перевозка нефтепродуктов на морских судах

2) Рекультивация земель в районах добычи угля

3) Захоронение ядерных отходов на полигонах

4) Создание водохранилищ на равнинных реках

А9 Площади обрабатываемых земель преобладают в странах

1) Северной Африки

2) Южной Азии

3) Австралии

4) Латинской Америки

А10 Какое утверждение о природопользовании верно?

1) Сплав древесины по рекам является самым экологически чистым способом ее транспортировки

2) Утилизация отходов относится к природосберегающим технологиям

3) В заповедниках охраняют только животных

4) Строительство водохранилищ на реках не оказывает никакого отрицательного воздействия на природу

А11 Особый тип охраняемых территорий с малоизмененными живописными ландшафтами, с богатой флорой и фауной, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется

1) Заповедником

2) Биосферным заповедником

3) Заказником

4) Национальным природным парком

1) Исчерпаемые невозобновимые А) солнечная энергия

2) Неисчерпаемые Б) пресная вода

3) Исчерпаемые возобновимые В) уран

В2 Какие три природных ресурса относятся к неисчерпаемым?

1) Климатические

2) Энергия течения

3) Энергия ветра

4) Почвенные

В3 Расположите регионы по мере увеличения их доли в мировых общегеологических запасах природного газа

1) Америка

2) Зарубежная Европа

3) Зарубежная Азия

В4 Выберите из перечисленных стран три страны, являющиеся лидерами по доказанным запасам нефти

1) Саудовская Аравия

2) Венесуэла

6) Австралия

В5 Какие три страны являются лидерами в мире по размерам площади пашни

1) США 4) Мексика

2) Нигер 5) Россия

3) Индия 6) Аргентина

В6 Расставьте регионы мира по уменьшению лесной площади

1) Зарубежная Европа

2) Зарубежная Азия

4) Латинская Америка

С1. Каковы негативные последствия строительства водохранилищ на равнинных реках? Укажите не менее двух последствий ___________________________________________

С2 Известно, что среди экономических районов России лидером по загрязнению воздуха сернистым ангидридом является Восточно-Сибирский экономический район. С какими отраслями хозяйства связано подобное загрязнение? Укажите не менее двух причин.

Вариант 2

Выберите один правильный ответ

А1 Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

1) Бурый уголь

2) Ядерная энергетика

3) Лесные ресурсы

4) Морская вода

А2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами стран мира является верным?

1) Китай обладает крупнейшими запасами каменного угля

2) На территории Саудовской Аравии расположены крупнейшие месторождения бокситов

3) Реки стран Южной Европы обладают гидроэнергетическим потенциалом

4) Мексика является лидером по заготовке промышленного леса

А3 Основным районом добычи фосфоритов среди перечисленных является

1) Индия, о.Мадагаскар

2) О.Науру, Марокко

3) Аргентина, Австралия

4) Суринам, Венесуэла

А4 Особо охраняемыми территориями, полностью изъятыми их хозяйственного использования, где ведутся систематические научные наблюдения, являются

1) Национальные парки

2) Заповедники

3) Заказники

4) Памятники природы

А5 Подтопление и заболачивание земель чаще всего происходит

1) При открытой добыче полезных ископаемых

2) В результате вырубки лесов

3) При создании водохранилищ

4) В результате неправильной обработки почв

А6 Засоление почвы в основном вызвано

1) Неправильной вспашкой

2) Неправильным орошением

3) Осушением болот

4) Нарушением севооборота

А7 Основным источником загрязнения океана является

1) Отходы рыбопереработки

2) Бытовой мусор

3) Нефтетранспорт

4) Добыча морских животных

А8 Площади пастбищ преобладают в

1) Северной Африке

2) Южной Азии

3) Австралии

4) Западной Европе

А9 Высокую долю обеспеченности лесами на душу населения имеет

А10 Примером рационального природопользования является

1) Перевод автомобильного транспорта на газ

2) Осушение болот

3) Создание замкнутых циклов на производствах

4) Сооружение высоких труб на предприятиях

А11 Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса, называют

1) Заказниками

2) Лесничествами

3) Национальными природными парками

4) Заповедниками

В1 Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся

Вид природных ресурсов Природные ресурсы

1) Исчерпаемые невозобновимые А) геотермальная энергия

2) Неисчерпаемые Б) рыбные

3) Исчерпаемые возобновимые В) апатиты

В2Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда

1) Пашня, сады

2) Малопродуктивные земли

3) Луга, пастбища

В3 Выберите из перечисленных стран три страны, являющиеся лидерами по общегеологическим запасам угля

1) Индонезия 4) Венесуэла

2) Ливия 5) Китай

3) США 6) Австралия

В4 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых запасах нефти

1) Северная Америка

2) Латинская Америка

3) Зарубежная Азия

4) Австралия и Океания

В5 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых ресурсах пресной воды

4) Южная Америка

В6 Выберите три примера нерационального природопользования

1) Перевод ТЭС на газ

2) Использование отходов в качестве вторичного сырья

3) Террасирование склонов

4) Захоронение токсичных веществ в глубоководных впадинах

5) Увеличение размеров китобойного промысла

6) Создание шахтных терриконов

С1 Известно, что внесение азотных удобрений в почву имеет негативные последствия, особенно в тех случаях, если доза этих удобрений – значительна. Укажите не менее двух негативных последствий, к которым приводит подобная химическая мелиорация

С2 Являясь мощным стимулом развития мирового транспорта, автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. К каким негативным последствиям приводит увеличение количества автомобильного транспорта? Укажите не менее двух причин


Вариант 1

А1 – 4 В1 – 1-В, 2-А, 3 - Б

А2 -3 В2 – 1,2,3

А3-2 В3 – 2,4,1,3

А4- 1 В4 -1,2,4

А5 – 1 В5 – 1,3,5

А6- 1 В6 – 4,2,3,1

А8 -2 А10 – 2 А 11 – 4

С1 – Приводит к нарушению экологического равновесия в местности. Последствия: подъем грунтовых вод, изменение микроклимата, изменение скорости течения реки, изменение флоры и фауны, разрушение берегов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАКЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ГИДРОСФЕРЫ»

Методическая разработка

Учитель географии

Тема: Загрязнение и охрана ГИДРОСФЕРЫ

Класс : 6

Тип урока: комбинированный, конструирование способа действия на ФГОС.

Планируемые результаты : выявить источники загрязнения гидросферы, а также меры по охране гидросферы, работать в паре, излагать свою точку зрения, создать коллективный мини проект.

Предметные результаты обучения: знать географическую номенклатуру по теме объекты гидросферы, географические объекты.

Метапредметные результаты обучения: умение организовать свою деятельность, определять цели урока, умения работать в коллективе, высказывать свои суждения, делать выводы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: выявление причинно-следственных связей, высказывать суждения.

Регулятивные: оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленными целями, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с друг другом.

Познавательные: проявление учебно-познавательного процесса к географической науке.

Цель урока:

Расширить и углубить знания о значении, загрязнении гидросферы, а также выявить последствия загрязнения гидросферы и меры по охране водной оболочки Земли.

Задачи:

Образовательные:

1. Выявить взаимосвязи вода-человек.

2. Показать последствия воздействия человека на гидросферу.

3. Создать условия для навыков проектной деятельности.

Воспитательные:

1. Познакомиться с источниками загрязнения гидросферы, выявить пути решения источников загрязнения гидросферы.

Развивающие:

1. Способствовать формирование и развитие экологических качеств личности.

2. Развитие интереса учащихся к глобальным проблемам современности.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Работа над пройденным материалом.

3 Формулирование темы и цели урока.

4. Значение гидросферы.

5. Физкультминутка.

6. Работа над проектом.

Цель: выявить причины загрязнения гидросферы и меры по охране водной оболочки Земли.

Этапы проекта:

Выявление основных источников загрязнения гидросферы;

Меры по охране;

Создание агидплакатов;

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Организация на урок.

2. Работа над пройденным материалом.

--- Мы с вами подошли к заключительной теме большого раздела, который называется ……….ответы детей (гидросфера).

На проверку усвоения пройденного материала я предлагаю вам провести игру «Географическое лото».

Проводиться игра

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

3 Формулирование темы и цели урока.

--- Послушайте стихотворение:

Вода-это божий источник,

Вода-это солнечный свет!

Воде задаём мы вопросы,

С водой получаем ответ.

Водой очищаем мы тело,

В воде плещет наша душа.

Когда говоришь ты с водою,

То надо шептать не спеша.

Водой умываем ребёнка,

Чтобы смылась беда.

Вода это чудо природы,

И нам без воды не прожить.

Вода-достояние народа!

Водой мы должны дорожить!!!

Ребята на основе прослушанного стихотворения скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке…………… ответы детей (о значении воды)

--- Послушайте еще одно стихотворение:

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая.

Но мы ее любили,

Ведь она для нас первою была,

И значит лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь и слизь зеленая,

И хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались

Убить - ее

И своего добились.

О чем еще пойдет речь сегодня на уроке ……ответы детей (о загрязнении воды)

Давайте сформулируем тему урока ……ответы детей (значение и загрязнении гид-ры)

Теперь давайте сформулируем цель нашего урока…. ответы детей

4. Значение гидросферы.

--- Вода – бесценный дар природы.

Вода – одно из главных богатств на Земле.

Жизнь без воды невозможна!

Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужами.

Вода входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше чем на половину состоим из воды.

Вода дороже золота, утверждали бедуины всю жизнь кочевавших в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыни, если иссякнет запас воды.

Ребята, каково еще значение воды……… ответы детей .

В воде мы моемся, купаемся, катаемся на санках, коньках, лыжах. Пьем. Необходима для растений, животных, птиц.

Человек может прожить без воды всего несколько дней.

Вот она какая вода!

Воду используют для отраслей хозяйства, как транспортные пути, для отдыха, рыболовства.

- бытовой мусор

- нефть

- вырубка лесов вдоль водоемов

Ребята а к чему может привести загрязнение гидросферы?

………ответы детей

1. гибель живых существ

2. истощение пресной воды

3. заболеваниям.

4. пересыхание рек и озер.

2 группа: Меры по охране.

- не мыть машины на берегах водоемов

- не захламлять мусором берега

- не кидать в водоемы мусор

3 группа: Создание агидплаката.

7. Итог урока.

--- Составление памятки:

ПАМЯТКА

1. Не загрязняйте реки и озера!

2. Бережно относиться к питьевой воде!

3. Очищать промышленные и бытовые воды!

4. Соблюдать правила транспортировки грузов!

5. Соблюдать правила отдыха на побережье водоемов!

6. Соблюдать правила по ловле рыбы!

А закончить урок я хочу такими словами:

Пусть на Земле и не умирают реки

Пусть стороной обходят их беда

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и чистая вода!

8. Рефлексия.

Интересно ли вам было сегодня на уроке?

Узнали вы что-нибудь важное, нужное на уроке?

Считаете ли вы, что проблема охраны воды столь важна для человека?

Какие меры по охране воды могут предпринять жители нашего поселка, чтобы сохранить воду чистой?

Я предлагаю заполнить вам лист самоконтроля.

Лист самоконтроля:

Ф. И.______________

Попробуйте определить собственные знания и умения следующим образом:

Поставьте знак + в одном из утверждений

1. «Я все понял, смогу объяснить этот материал другому»

2. «Я понял материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя»

3. «Я понял материал частично»

4. «Я ничего не понял»

Попытайтесь объективно оценить свою работу и поставить себе оценку:

Ставлю себе________

Оценка учителя_____

9. Домашнее задание.

Заполнить таблицу «Путеводитель»

Приложение

«Географическое лото»

Вопросы для учащихся:

1. Вдающаяся в сушу часть океана, моря или озера.

2. Начало реки.

3. Река, впадающая в другую реку.

4. Искусственный водоем.

5. Величайшее море-озеро.

6. Великая река России.

8. Место где река впадает в море.

9. Самый большой океан.

11. Самое глубокое озеро мира.

13. Самый маленький океан.

14. Группа близлежащих островов.

Правила игры:

Учащиеся поочередно отвечают на вопрос и закрывают фишкой.

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

nsportal. ru/shkola/geografiya... копия

mirgeografii. ru/zagryaznenie... копия

do. gendocs. ru/docs/index-10370.html копия

knowledge. allbest. ru/ecology... копия